Здравствуйте уважаемые читатели. Ранее, мы писали статью на тему «Выстроенная система аккредитованной Халал сертификации – основа развития Халал сектора в Казахстане» (http://www.nca.kz/info/articles/media/vystroennaya-sistema-akkreditovannoy-khalal-sertifikatsii-osnova-razvitiya-khalal-sektora-v-kazakhst/ ). Так вот, сегодня мы хотим продолжить данную тему и расширить периметр вопросов, необходимых для решения..
Как мы уже говорили начало развития, и выстраивания системы аккредитации Халал связано с 2020 годами. Тогда и было принято окончательное решение принимать и внедрять систему аккредитации Халал, основываясь на международных стандартах.
В предыдущей статье мы писали о рынке Халал в Казахстане, о начале развития и становления системы Халал и о текущей ситуации в стране и мире.
В этой статье хотим рассказать о том, как запустить полноценно развитую систему Халал на всех его уровнях.
Что же мы имеем ввиду, говоря об уровнях сферы Халал?
Систему Халал некоторые читатели могут отнести только к системе аккредитации и сертификации и не более того. А некоторые могут отнести к просто отсутствию свинины в продукциях Халал.
Но, система Халал как мы ранее говорили, связывает всю цепочку создания Халал продукции, начиная от обучения персонала, подтверждения соответствия персонала и далее проектировки, производства, реализации продукции и услуг и дальнейшую переработку. То есть, для полноценной реализации системы Халал, для запуска аккредитованной сертификации производств и услуг Халал в Республике Казахстан, необходимо подготовить платформу для учебных центров, а затем для органов по сертификации персонала.
Ведь только с помощью обученного, компетентного и сертифицированного персонала можно добиться действительно соответствующего требованиям стандартов производства либо услуг.
Учебные центры являются неотъемлемой частью выстраивания системы оценки соответствия. Необходимо учитывать то, что развитие любой сферы зависит от наличия компетентного персонала. А персонал в свою очередь получает компетентность путем прохождения обучения.
При выстраивании и развитии новых направлений аккредитации, для начала работ по аккредитации, по сертификации и лабораторных работ, должны параллельно подготавливать систему также и учебные центры.
Учебные центры должны сформироваться не только в части обучения кандидатов в эксперты-аудиторы, но и для разных специализаций в производствах Халал, К примеру, для специалистов Забойного цеха, с учетом всех норм забоя по требованиям законодательства и требованиям Халал. Учебные программы Халал должны содержать темы по требованиям стандартов по пищевой безопасности, безопасности пищевой продукции, требования к отдельным видам продукции, санитарно-эпидемиологические правила, и нормы Ислама, с учетом требований стандартов по Халал.
Проблемы с развитием новых направлений имеются у авторизованных учебных центров.
Согласно требованиям пп.3) п.4 приложения 1 Приказа Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 31 мая 2021 года № 377-НҚ «Об утверждении требований к учебным центрам, правил их включения в реестр данных государственной системы технического регулирования» учебный центр должен «иметь преподавательский состав, осуществляющий подготовку и повышение квалификации слушателей в соответствии с учебным планом, в зависимости от области обучения, состоящих из действующих экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия (продукции, услуг, системы менеджмента, персонала), определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, со стажем работы в области подтверждения соответствия не менее 5 (пяти) лет и подтверждающими свою компетентность один раз в 3 (три) года посредством прохождения тестирования в порядке, установленных в СТ РК 1.45 "Организации, осуществляющие подготовку (переподготовку) и повышение квалификации специалистов в области технического регулирования. Общие требования» (далее – Требования к учебным центрам). Однако, учебные центры не имеют возможности расширить учебные планы по квалификационному курсу, новым направлениям оценки соответствия до момента появления аттестованного в системе технического регулирования РК эксперта-аудитора по подтверждению соответствия.
В то же время, Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 399-НҚ «Об утверждении разрешительных требований к экспертам-аудиторам по подтверждению соответствия, перечня документов, подтверждающих соответствие им, а также правил аттестации, продления действия аттестатов экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия и оказания государственной услуги «Аттестация эксперта-аудитора по подтверждению соответствия» (далее – Правила аттестации) требует от кандидатов в эксперты-аудиторы «Прохождение курсов подготовки (переподготовки) в заявляемом направлении аттестации в организации, внесенной в Реестр организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) и повышение квалификации специалистов в области технического регулирования. Продолжительность проведения курсов по подготовке физических лиц, претендующих в эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия продукции, составляют не менее восьмидесяти академических часов».
Конечно, есть возможность, что «при отсутствии в Республике Казахстан условий для прохождения курсов по подготовке, переподготовке по новым направлениям аттестации, допускается прохождение курсов за пределами Республики Казахстан в объеме не менее сорока академических часов».
Однако, учитывая стоимость зарубежного обучения, также, экономическую целесообразность новых направлений, их добровольность в РК, многие органы по подтверждению соответствия придерживаются от идеи готовить сотрудников по новым направлениям зарубежом.
Учитывая данные проблемы, для выстраивания системы Халал, необходимо пересмотреть требования к учебным центрам и предусмотреть возможность привлечения учебными центрами зарубежных экспертов по разным направлениям оценки соответствия с органов по сертификации, аккредитованных в органах аккредитации, являющихся полноправными членами международных организации по аккредитации, таких как международный форум по аккредитации IAF и международная организация по аккредитации лабораторий ILAC и другие, исключительно тех, в которых РК является полноправным членом.
Тем самым, параллельно использовать полноправное членство Республики Казахстан в международных организациях.
Кроме того, хотелось бы отметить, немаловажную роль в сфере Халал, персонала который будет отвечать за правильность исполнения действий при подготовке, убою, производстве, хранению, реализации продукции и оказания услуг Халал.
В связи с этим, будут необходимы органы по сертификации персонала Халал производств, таких как:
- Специалист по убою крупного и мелкого рогатого скота (от оглушения до разделки туши);
- Специалист по убою лошадей и верблюдов (от оглушения до разделки туши);
- Специалист по убою птиц (от оглушения до разделки туши);
- Специалист по перевозке и перегонке животных (погонщик, водитель-экспедитор);
- Специалист по реализации продукции Халал;
- Специалист по транспортировке (экспедитор-логист) продукции Халал;
- Технолог производства мясной Халал продукции;
- Технолог производства молочной Халал продукции;
- Технолог производства растительной Халал продукции;
- Технолог производства прочей готовой пищевой продукции Халал;
- Технолог производства фармацевтической Халал продукции;
- Технолог производства парфюмерно-косметической Халал продукции и средств личной гигиены Халал;
- Технолог производства упаковки и упаковочного материала для Халал продукции;
- Технолог производства текстильной продукции Халал;
- Специалист по социальному обеспечению, гигиене труда и служебной этике в производствах продукции и сфере услуг Халал;
- Технический эксперт по услугам общественного питания Халал;
- Технический эксперт по гостиничным услугам Халал;
- Технический эксперт по прочим услугам Халал.
Так как, эти специальности есть в действующих системах деятельности отраслей, остается вопрос их обучения и подтверждения соответствия в части требований Халал.
В идеале, было бы очень приемлемым, если вопросами подтверждения соответствия персонала занялась бы Духовное управление мусульман Казахстана. Так как, кто кроме них может взять на себя такую компетентность.
Для решения данного вопроса НЦА проводит переговоры и встречи с Духовным управлением мусульман Казахстана. Уже имеется понимание, необходимо только волевое решение.
Резюмируя изложенное можно сказать, что нормы, установленные в вышеуказанных документах, предусматривают обучение, стажировки по действующим в стране и мире направлениям либо позволяют обращаться в зарубежные учебные центры, органы по сертификации при отсутствии возможности прохождения обучения на территории страны.
Одним словом, нормы направлены только на разработанные направления. А как же развивать НОУ-ХАУ в Казахстане и распространять в мир? Увы, разработка новых схем оценки соответствия, при наличии таких норм невозможна, как и с Халал.
Мы рассказывали в первой статье, что Казахстан опережал многие страны в понимании системы Халал. Однако, из-за некоторых понятий, таких как «государство не вмешивается в дела религии», «Халал добровольная сфера» и, конечно, же вышеуказанные нормы, заставляющие ожидать становления новой системы где-то за рубежом, Казахстану пришлось ждать выстраивания системы стандартизации в зарубежных странах и перенимать их опыт.
По этой причине, необходимо учесть нормы, способствующие развитию новых направлении в самой стране, с учетом институционального развития.
Все вышеуказанные вопросы требуют дальнейших эффективных решений и представить для учебных центров возможность расширения программы обучения, привлекать профессионалов для аудиторий, что в свою очередь будет способствовать развитию новых направлений оценки соответствия, развитию промышленности и индустрии в целом.
Добиться результатов и полноценного запуска системы Халал, без решения вышеуказанных вопросов будет очень сложно.