Одним из приоритетов ускоренного продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира является формирование интеллектуального общества. Поскольку происходящие исторические события все больше требуют соответствующего уровня профессиональной компетентности, высокообразованное общество и учение «длиною в жизнь» - несомненно, примета времени.
Что такое ISO 21001?
ISO 21001:2018 – это стандарт, определяющий требования к системам менеджмента для образовательных организаций, который частично схож со стандартом ISO 9001:2015, широко применяемым организациями любого вида деятельности для разработки и внедрения систем менеджмента качества. ISO 21001:2018 предлагает учебным заведениям и компаниям, предоставляющим услуги образования, единый инструмент для управления процессами организации в целях улучшения качества услуг и оправдания ожиданий тех, кто их получает.
Стандарт нацелен на то, чтобы помочь образовательным учреждениям эффективно согласовывать свою деятельность со своими миссией и видением, в результате чего предлагать более персонализированные услуги обучения, которые будут полезны учащимся, а также (благодаря улучшениям процессов и сроков) преподавателям, родителям и другим заинтересованным сторонам, которые, несомненно, почувствуют на себе результаты более согласованного подхода.
В чем уникальность ISO 21001?
Уникальность стандарта ISO 21001 заключается в его специализированном фокусе на системы управления организациями образования, что отличает его от других стандартов управления.
1. Целенаправленность в образовании: ISO 21001 был специально разработан для образовательных организаций, таких как школы, университеты, колледжи, профессиональные учебные заведения и онлайн-образовательные платформы. В отличие от других универсальных стандартов, например, ISO 9001, который ориентирован на качество продукции и услуг в различных сферах, ISO 21001 ориентирован на потребности конкретно образовательного процесса.
2. Ориентация на заинтересованные стороны: стандарт акцентирует внимание на удовлетворении всех сторон: студентов, преподавателей, родителей, работодателей и других участников образовательного процесса. Это включает в себя создание систем, которые предусматривают не только качественное образование, но и обеспечивают активное привлечение и обратную связь с этой стороной.
3. Интеграция с другими звеньями управления: ISO 21001 легко интегрируется с другими международными стандартами управления, такими как ISO 9001 (управление качеством), ISO 14001 (экологический менеджмент) и ISO 45001 (управление охраной труда), что обеспечивает эффективные образовательные технологии.
4. Поддержка инклюзии и равенства: стандарт поощряет создание доступных и инклюзивных систем образования, обеспечивая равный доступ к образованию для всех, включая людей с ограниченными возможностями. Это делает ISO 21001 важным для продвижения инклюзивного образования.
5. Концентрация на постоянных улучшениях: как и другие стандарты ISO, ISO 21001 включает принципы постоянного улучшения, что позволяет образовательным учреждениям не только соблюдать стандарты, но и постоянно совершенствовать образовательный процесс на основе анализа данных и обратной связи.
6. Гибкость и адаптивность: стандарт применим к широкому спектру образовательных учреждений, включая традиционные образовательные организации, а также современные онлайн-платформы, что делает его универсальным для разных типов образовательных систем.
Выводы и предложения:
В связи с тем, что стандарт применим для деятельности любых поставщиков образовательных услуг, предлагается применение стандарта в любой организации, которая использует учебную программу для предоставления, обмена и передачи знаний, курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков, водительские курсы и т.п.
На рынке образовательных услуг в Республике Казахстан представлено огромное количество частных организаций, оказывающих образовательные услуги в форме языковых курсов, спорта, искусства, красоты и здоровья, услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации, центров по обучению различным профессиям и навыкам. При этом качество предоставляемых услуг не подвергается оценке.
Данная сфера отечественного рынка образовательных услуг на сегодняшний день является достаточно востребованной, и она должна быть не только доступной, но и качественной.
Качество услуг образовательных организаций имеет огромный социальный эффект, так как в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с потребностью получения новых знаний в различных сферах.
В связи с этим внедрение стандарта ISO 21001 образовательными организациями может повлиять на качество жизни населения страны Казахстана через получение качественных образовательных услуг.