22 февраля 2024 года IAF и Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовали совместное официальное заявление, в котором осветили предстоящую публикацию поправок по борьбе с изменением климата к новым и существующим стандартам системы менеджмента ISO.
Как поясняется в совместном заявлении, изменения были инициированы в ответ на Лондонскую декларацию по борьбе с изменением климата. Вслед за этим IAF приняла решение в ответ на технический документ по этой теме, обсуждавшийся на заседании Технического комитета IAF в Монреале.
Два новых положения добавляются к существующим стандартам системы менеджмента и будут включены во все новые стандарты, находящиеся на стадии разработки/пересмотра, с целью рассмотрения необходимости учета влияния изменения климата на способность достижения запланированных результатов системы менеджмента. Изменения вводятся первоначально в виде Поправок к опубликованным стандартам.
Технический комитет IAF (ТК) опубликовал ответ на изменения в качестве официального решения, чтобы разъяснить влияние Поправок на органы по аккредитации, органы по сертификации и сертифицированные организации.
Целью данного заявления IAF, ответ на документ Технического комитета IAF, рассмотренный в Монреале 2023, является разъяснением ожиданий от сертифицированных организаций системы менеджмента, органов по сертификации и органов по аккредитации системы менеджмента, как указано в совместном официальном заявлении:
«Общий смысл требований пунктов 4.1 и 4.2 остается неизменным; эти положения уже включают необходимость рассмотрения организацией всех внутренних и внешних проблем, которые могут повлиять на эффективность ее системы менеджмента; эти новые включения гарантируют, что изменение климата учитывается в системе менеджмента и что это внешний фактор, который достаточно важен для нашего сообщества, чтобы потребовать от организаций рассмотреть его сейчас».
Поскольку в приведенном выше заявлении отмечается, что общий смысл требований остается неизменным, и поскольку это изменение рассматривается как разъяснение, а не как новое требование, считается, что в этом случае не требуется полная программа перехода, однако руководство ниже следует учитывать.
Для сертифицированных организаций: сертифицированные организации должны гарантировать, что они учли аспекты и риски изменения климата при разработке, поддержании и эффективности своей собственной системы менеджмента.
Изменение климата наряду с другими проблемами должно быть определено как актуальное или нет, и если да, то его следует учитывать при оценке риска в рамках стандартов системы менеджмента. Если организация использует более одной системы менеджмента (например, система менеджмента качества и система энергетического менеджмента), она должна обеспечить, чтобы изменение климата, если признано необходимым, рассматривалось в рамках каждого стандарта системы менеджмента.
Отмечается, что некоторые аспекты и риски изменения климата могут носить общий характер, независимый от применимой сферы применения системы управления или отрасли (например, когда они связаны с соблюдением нормативных требований или эксплуатационной адаптируемостью и организационной устойчивостью), в то время как другие будут специально индексированы по требованиям стандартов системы менеджмента к конкретным отраслям (например, энергетика, сельское хозяйство и рыболовство) и к характеристикам организации (например, географическому положению, характеру ее цепочки поставок или динамике рабочей силы).
Для органов по сертификации: органы по сертификации уже должны обеспечить, чтобы все внутренние и внешние вопросы были определены организацией как значимые или нет, и если да, то были учтены при разработке и эффективности системы (систем) менеджмента, как того требуют пункты 4.1 и 4.2.
С учетом новых дополнений по изменению климата органы по сертификации должны гарантировать, что изменение климата было рассмотрено и было признано актуальным для системы менеджмента, были включены любые цели и мероприятия по смягчению последствий, проводимые организацией. Если организация считает, что изменение климата не является значимым вопросом для ее системы менеджмента, ОПС должен обеспечить эффективность процесса организации для принятия этого решения и реализации соответствующих действий, если это применимо.
Для органа по аккредитации: органы по аккредитации должны в рамках текущего цикла аккредитации обеспечивать подтверждение органами по сертификации того, что сертифицированные ими по системам менеджмента клиенты учли аспекты изменения климата наряду с другими аспектами пунктов 4.1 и 4.2.
Сроки: поправки к стандартам опубликованы 23 февраля 2024 года. Как отмечалось выше, вопросы, связанные с изменением климата, влияющие на контекст систем менеджмента организации, обычно уже рассматриваются организациями.
Следовательно, после публикации органы по сертификации должны включить новый текст в свой аудит организации. Как и в обычной практике, когда сертифицированная организация не может продемонстрировать, что все внешние и внутренние проблемы, которые были определены как актуальные, включая изменение климата, были учтены, следует сделать соответствующий вывод.
Стандарты MS пройдут процедуру внесения поправок в ISO, однако выдавать пересмотренный сертификат не потребуется, учитывая следующее:
– год публикации каждого стандарта СМ не изменится;
– сфера применения сертификации СМ не изменилась;
– отсутствует значительное влияние на эффективность сертификации СМ;
– Методы и действия, которые в конечном итоге предпримут сертифицированные организации в связи с новым требованием, будут напоминать методы и действия, которые они будут применять в случае будущих изменений в любой другой контекстной проблеме, которую они уже решают в рамках СМ.