В комитете технического регулирования и метрологии МИР РК состоялось XV-е заседание Совета по аккредитации. В работе заседания принял участие Председатель Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК Арман Шаккалиев.
С докладом «О стратегическом плане развития ТОО «Национальный центр аккредитации» на 2019-2020 годы выступил генеральный директор НЦА Максут Омирханов.
Было отмечено, что на сегодняшний день в Реестре субъектов аккредитации зарегистрировано 1589 субъектов аккредитации, в том числе 90 ОПС и 392 ИЛ внесены в Единый реестр по ТР ТС.
Также аккредитованы 27 зарубежных субъектов из Республики Таджикистан, Грузии, Российской Федерации, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики и Монголии.
Развитие аккредитации связано не только с разработкой и улучшением самой системы, но и с освоением и развитием новых направлений.
Освоение новых направлений требует проведения работы по принятию новых стандартов, документированных процедур и подготовки оценщиков и технических экспертов.
На сегодняшний день НЦА является:
• Подписантом Соглашения о взаимном признании ILAC MRA по испытаниям и калибровки;
• Подписантом Многостороннего соглашения о признании IAF MLA по продукции;
• Подписантом Соглашения о многостороннем признании РАС MLA по продукции;
• Полноправным членом в APLAC и подписантом Соглашения APLAC MRA по испытательным и калибровочным лабораториям.
НЦА предоставило право 214 ИЛ использовать совмещенный знак ILAC MRA, ими выдано 195 127 протоколов испытаний юридическим лицам РК, из них 4 225 протоколов испытаний – за пределы РК. Протокола выданы в основном на сельскохозяйственную продукцию, зерновую продукцию, лекарственные изделия, фармацевтическую продукцию и т.д.
68 ОПС представлено право использования совмещенного знака IAF MLA, ими выдано 13 404 сертификата с совмещенным знаком IAF MLA, из них 363 сертификата за пределы РК.
Также 17 ОПС СМ представлено право использования совмещенного знака IAF MLA, ими выдано 82 сертификата с совмещенным знаком IAF MLA.
В докладе также были затронуты проблемные вопросы на рынке сертификации:
• Недостаточная испытательная база для обеспечения оценки соответствия по отдельным видам ТР ЕАЭС (ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов»; ТР ЕАЭС 036/2016 «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива»; ТР ЕАЭС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»; ТР ЕАЭС 038/2016 «О безопасности аттракционов»).
• Недобросовестная деятельность субъектов аккредитации при проведении процедур оценки соответствия (выдача документов подтверждения соответствия без проведения надлежащих работ, подделка сертификатов и протоколов испытаний).
• Низкий уровень компетентности специалистов ИЛ, ОПС по вступившим в действие ТР ЕАЭС.
На 2019-2023 гг. Национальному центру аккредитации предстоит работа по совершенствованию информационных систем, а именно:
• Реализация Общего процесса № 35 «Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)»;
• Реализация Общего процесса № 36 «Формирование и ведение единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров))»;
НЦА для реализации Общего процесса № 35 реализованы следующие мероприятия:
НЦА разработана клиентская программа с расширенной структурой данных по вводу и выдаче документов подтверждения соответствия в ОПС, соответствующая всем технологическим документам, регламентирующие информационное взаимодействие, утвержденные Решениями Коллегии ЕЭК от 10 мая 2016 г. № 39 и от 24 января 2017 г. № 9.
ОПС, выдающие ДПС на соответствие требованиям ТР ТС/ЕАЭС перешли на данную клиентскую программу с 01.02.2018 г.
Также сообщаем об успешном проведении комплексного тестирования дееспособности Общего процесса № 35 с участием всех 5 государств-членов ЕАЭС совместно с ЕЭК.
В части реализации Общего процесса № 36 достигнута договоренность о целесообразности приостановки проведения работ по тестированию в рамках выполнения процедуры присоединения государств-членов Союза к Общему процессу № 36 до принятия проекта решения Совета Комиссии «О порядке включения аккредитованных ОПС и ИЛ в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения».
Также планируется внедрение Реестра протоколов испытаний
По инициативе НЦА в проект Дорожной карты по обеспечению безопасности продукции, выявлению несоответствующей и фальсифицированной продукции добавлен пункт, касательно разработки и внедрения информационной системы по ведению электронного учета протоколов испытаний.
В этой связи, НЦА начата работа по разработке информационной системы «Реестр документов о результатах испытаний (Реестр протоколов испытаний)».
Предполагаемые сроки завершения работ по разработке Реестра протоколов испытаний – октябрь-ноябрь текущего года.
Задачи, стоящие перед Национальным центром по аккредитации на перспективу:
• В марте 2019 года планируется полная переоценка НЦА со стороны Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество по аккредитации APAC по следующим стандартам: ISO/IEC 17025 (испытания и калибровка), ISO/IEC 17065, ISO 17024, ISO 15189, ISO/IEC 17021-1 (ISO 9001, ISO 14001, ISO 22000),
• В 2019 году НЦА планирует направить заявку на расширение области признания НЦА в Соглашении ILAC MRA по ISO/IEC 17043 и ISO/IEC 17024;
• В 2020 году планируется направить заявку на расширение области признания НЦА в Соглашении IAF MLA по аккредитации органов по сертификации системы менеджмента информационной безопасности в рамках основного стандарта ISO/IEC 17021-1 (ISO/IEC 27001) и ISO/IEC 17020;
• В 2023 году планируется направить заявку на расширение области признания НЦА в Соглашении IAF MLA по аккредитации органов валидации и верификации парниковых газов (ISO 14065) и органов по сертификации продукции по стандарту Global GAP в рамках основного стандарта ISO/IEC 17065;
• В 2020-2023 гг. НЦА планирует внедрение стандартов ISO/IEC 17025-2017 и ISO/IEC 17011-2017.
С докладом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» выступил первый заместитель генерального директора ТОО «НЦА» Серик Курмангалиев.
В выступлении было сказано, что внесение изменений и дополнений в Закон обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в области аккредитации, в целях снижения нагрузки на бизнес-сообщество путем упрощения процедуры аккредитации, внедрения новых международных стандартов в области аккредитации, а также в связи с освоением и развитием новых направлений деятельности в области оценки соответствия.
1) В настоящее время в системе оценке соответствия существуют следующие органы по оценке соответствия, аккредитация которых предусмотрена Законом: органы по подтверждению соответствия, испытательные лаборатории, калибровочные лаборатории, поверочные лаборатории, юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений.
При этом, данный перечень субъектов аккредитации ограничивает сферу деятельности органа по аккредитации и не удовлетворяет в полном объеме новым запросам рынка, в том числе в части необходимости признания результатов оценки соответствия при экспорте казахстанской продукции (услуг) за рубеж.
Развитие аккредитации предполагает не только совершенствование самой системы, но также освоение и развитие новых направлений аккредитации в области оценки соответствия. Так, к новым направлениям деятельности на сегодняшний день относятся: медицинские лаборатории, провайдеры по сравнительным испытаниям и сличениям, органы по инспекции, органы по валидации и верификации парниковых газов, надлежащая лабораторная практика (GLP ОЭСР), органы по сертификации персонала.
Вместе с тем, будут появляться и осваиваться новые направления аккредитации. В этой связи, чтобы не перегружать Закон внедрением определений и терминов по каждому новому направлению аккредитации, предлагается в целях соответствия требованиям международных стандартов, ввести в Закон понятие органа по оценке соответствия, обобщающего в себе субъектов аккредитации всех направлений аккредитации.
Так, согласно межгосударственному стандарту ISO/IEC 17011 - 2017 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» (далее – Стандарт ISO/IEC 17011 – 2017) деятельность по аккредитации охватывает, не ограничиваясь только этим, испытания, калибровку, инспекцию, сертификацию систем менеджмента, персонала, продукции, процессов и услуг, проверку квалификации, производство стандартных образцов, валидацию и верификацию. Для упрощения они упоминаются как деятельность по оценке соответствия, осуществляемая органами по оценке соответствия.
В этой связи, предлагается ввести в Закон понятие «органа по оценке соответствия» в редакции Стандарта ISO/IEC 17011 – 2017, как «органа, осуществляющего деятельность по оценке соответствия, который может быть объектом аккредитации».
2) Согласно Стандарту ISO/IEC 17011 - 2017 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» (далее – Стандарт ISO/IEC 17011 – 2017) требование беспристрастности является одним из основных требований к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия, в связи с чем, предлагается дополнить принципы аккредитации принципом «беспристрастность». В соответствии со Стандартом аккредитация должна выполняться беспристрастно, орган по аккредитации должен нести ответственность за беспристрастность своей деятельности по аккредитации и в лице всего своего персонала должен действовать объективно и быть свободным от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое могло бы поставить под угрозу беспристрастность.
3) В соответствии со Стандартом ISO/IEC 17011 - 2017 орган по аккредитации - это полномочный орган, проводящий аккредитацию. При этом данное определение содержит следующее примечание: «Обычно орган по аккредитации получает полномочия от правительства». В мировой практике отсутствует конкурсная составляющая при определении органа по аккредитации, деятельность органа по аккредитации находится под контролем государства и регулируется на законодательном уровне, так как является важной составляющей, влияющей на экспорт-импорт продукции.
Кроме того, следует отметить, что действующие нормы по проведению конкурса не могут быть реализованы, так как для участия в конкурсе компания-участник должна являться членом международных организаций по аккредитации. Если к участию в конкурсе представлено одно конкурсное предложение, уполномоченный орган признает победителем единственную компанию-участник, в случаях ее соответствия международным требованиям. Компания - участник, не являясь органом по аккредитации, не может выполнить указанное требование, а вступление в члены международных организаций требует исполнения определенных требований и занимает продолжительное время.
В этой связи, предлагается исключить нормы по проведению конкурса по определению органа по аккредитации и отнести к компетенции Правительства РК определять орган по аккредитации.
В работе заседания Совета по аккредитации приняли участие и выступили: председатель ОЮЛ «КАОС» Даулет Сутемгенов, советник Председателя Правления ОЮЛ СПП «Национальная индустриальная палата Казахстана» Юрий Ципурит, заместитель председателя Общественного объединения потребителей «Әділет» г. Астаны Турсун Джагпарова, исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация участников систем технического регулирования и метрологии» Олег Савеленко, заместитель Председателя Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК Нуркан Садвакасов.
Подводя итоги заседания Совета Председатель Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК Арман Шаккалиев поручил ТОО «НЦА» доработать Стратегический план развития ТОО «Национальный центр аккредитации», а также внести предложения в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об аккредитации в области оценки соответствия» с учетом поступивших предложений от членов Совета по аккредитации.
В ходе заседания был утвержден состав Совета по аккредитации.