На сегодняшний день в Казахстане сформирована законодательная и нормативная база стандартизации и сертификации, регламентирующая вопросы производства и оборота органической продукции.
В государственной программе развития АПК РК на 2017-2021 годы, наряду с мерами государственной поддержки, предусмотрено стимулирование спроса на казахстанскую органическую продукцию на внутреннем и внешних рынках, и популяризация продукции органического производства посредством организации информационно-пропагандистских мероприятий, представления и защиты интересов казахстанского органического сектора. Кроме того, в настоящее время реализуется Дорожная карта развития органического сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденная от 3 сентября 2019 года (Дорожная карта).
Как показывает позитивная международная практика, драйверами развития органического сельского хозяйства являются государственные органы управления (разработка и реализация инструментариев государственной поддержки), международные программы, проекты и местные профессиональные объединения (привлечение международной технической помощи, информационное сопровождение и защита интересов производителей, пропаганда и популяризация продукции органического производства) и научно-образовательные учреждения аграрного профиля (повышение компетенции ключевых специалистов отрасли и подготовка кадров, технологическое сопровождение проектов производителей, в т.ч., разработка, трансферт и адаптация технологии производства органической продукции и т.п.).
В Казахстане на сегодняшний день, из трех вышеуказанных драйверов, способствующих развитию органического сельского хозяйства, позиция научно-образовательных учреждений аграрного профиля представлена слабо, что отрицательно сказывается на развитии органического сельского хозяйства как новой формы ведения хозяйствования в АПК. К примеру, нет единого модуля проведения обучающих тренингов и семинаров, и полученные знания невозможно дополнить и развить в последующих семинарах - нет единой методики и согласованной программы обучения. В результате фермеры, интересующиеся новшествами и перспективными технологиями по методам производства органической продукции, на обучающих тренингах и семинарах получают несистематизированную информацию, неподдающуюся практическому применению.
Представители сельхозтоваропроизводителей, занимающиеся на практике агрономическим сопровождением процесса возделывания сельскохозяйственных культур и имеющие агрономическое образование, не всегда понимают лекторов данных тренингов и семинаров. Так как сами лекторы, в основном, имеют косвенное отношение к агротехнологиям (организаторы семинаров исключительно обращают внимание только на законодательные, нормативные и организационно-экономические аспекты производства и оборота органической продукции) и обходят вопросы агротехнологий в области производства органического растениеводческого сырья, что снижает результативность проводимых обучающих мероприятий. В результате обучающие мероприятия носят ситуативный, бессистемный характер.
Слабая позиция научно-образовательных учреждений аграрного профиля привела к тому что, Список разрешенных средств, применяемых при производстве органической продукции, утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года №231, на практике оказался непригодным для использования в отечественном сельскохозяйственном производстве. Например, составители данного документа (Списка) сделали большой акцент на калийные удобрения «Глава 1. Удобрения и почвоулучшающие вещества: - древесная зола; - калийные соли (каинит, сильвинит и так далее); - сульфат калия (патенкали и другие) …», при этом в Казахстане земли сельскохозяйственного назначения на 95-100% обеспечены обменным калием, а переизбыток калия в почве приведет к блокированию микроэлементов в растении.
Недостаточная компетентность научно-образовательных учреждений в области технологического развития органического сельского хозяйства препятствует созданию необходимых инфраструктурных ресурсов в виде демонстрационных площадок и центров компетенций по органическому сельскому хозяйству, предусмотренных пунктом 40 Дорожной карты.
В Казахстане в течение последних 15 лет научно-исследовательскими институтами аграрного профиля (в основном Костанайским НИИ сельского хозяйства, Казахским НИИ земледелия и растениеводства) разработаны отдельные элементы ведения органического земледелия, но эти элементы не формируют систему, они разобщены. В результате чего казахстанская аграрная наука не располагает агротехнологиями для ведения органического земледелия в различных агроэкологических зонах республики, отработаны лишь некоторые агроприемы без учета их системного взаимодействия.
Безусловно, для формирования и развития органического сельского хозяйства как новой и самостоятельной формы ведения хозяйствования нужны отечественные кадры, владеющие принципами, правилами, методами и способами ведения органического сельского хозяйства с учетом почвенно-климатических и производственно-экономических условий его деятельности.
В настоящее время некоторые отечественные вузы начали работу по кадровому обеспечению органического сельского хозяйства путем создания новых образовательных программ, а в рамках уже реализуемых программ представляют обучающимся возможность выбора образовательных траекторий, связанных с органическим производством. К примеру, согласно данным Реестра образовательных программ (http://esuvo.platonus.kz) в НАО «Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина» (КАТУ) реализуется образовательная программа «Органическое земледелие» на уровне послевузовского образования, где предусмотрены дисциплины «Стандартизация и сертификация производства органической продукции» (7M07501), «Научные основы органического земледелия» (8D08102). Функционирование Технического комитета по стандартизации №100 «Органическая продукция» на базе КАТУ дает потенциальную возможность в определении роли вуза в кадровом, документационном обеспечении и технологическом развитии органического сельского хозяйства Казахстана.
С 2021-2022 учебного года РГП «Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова» планирует ввести на уровне бакалавриата образовательную дисциплину «Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции» (6B08101 – «Агрономия»), разработанную совместно с АО «СПК «Павлодар» и других заинтересованных сторон региона.
Из вышеприведенной информации можно сказать, что научно-образовательные учреждения только на начальном пути осознания своей роли в кадровом обеспечении и технологическом развитии органического сельского хозяйства Казахстана.
При этом следует отметить, что институтом инновационного развития АПК - НАО «НАНОЦ», координатором научно-образовательных учреждений аграрного профиля, была достигнута договоренность с международно признанным немецким органом по сертификации органической продукции компанией «CERES GmbH» (аккредитованной в ЕС, США, Японии и Китае) о создании совместного предприятия по сертификации казахстанской органической сельхозпродукции. Данная договоренность уже дает свои результаты, имеются сертифицированные фермерские хозяйства и решаются вопросы экспорта казахстанской органической продукции в страны-члены ЕС. Кроме того, НАО «НАНОЦ» осуществляется работа по созданию и ведению Базы данных донорских программ по образовательным и научным программам и исследованиям приоритетных стран, отечественных и зарубежных разработок и технологий в области органического сельского хозяйства, а также проведения научных исследований в данной области. Данное мероприятие еще на стадии реализации.
Следует отметить, что государственные органы управления и их подведомственные предприятия, заинтересованы в привлечении экспертов научно-академического сообщества в процесс планирования, разработки и экспертизы проектов законодательных и подзаконных актов, программных документов и документов по стандартизации. Такое сотрудничество решает многие вопросы, в т.ч. проведение оценки регулирующего воздействия проектов документов.
При разработке и принятии Дорожной карты предполагалось, наряду с повышением ответственности конкретного министерства и ведомства, эксперты научно-академического сообщества будут активно задействованы в реализации данного плана развития. Подтверждением чего является то, что из 8 разделов 2 раздела полностью направлены на развитие научно-инновационного и образовательного компонента органического производства: «Подготовка и повышение образовательного уровня специалистов, экспертов-аудиторов, субъектов АПК и населения в сфере органической сельскохозяйственной продукции» и «Научные исследования и сопровождение производства органической продукции». При этом следует отметить, что для эффективной реализации других разделов Дорожной карты также требуется участие экспертов научно-академического сообщества.
Среди всех драйверов развития только научно-образовательные учреждения имеют возможность участвовать на всех этапах и аспектах развития органического сельского хозяйства в республике. К примеру, ученые, преподаватели-практики входят в состав рабочих и экспертных групп по разработке проектов законодательных и подзаконных актов и консультативно-совещательных органов (ТК по стандартизации) по разработке проектов документов по стандартизации. Ученые, преподаватели-практики в рамках краткосрочных контрактов с международными программами и проектами (ФАО, ПРООН, Всемирный Банк и т.п.), выполняют технические задания по отдельным вопросам развития органического сельского хозяйства, тем самым наращивая личную компетенцию. Кроме того, для формирования и реализации научно-технических программ и проектов (в рамках ПЦФ и ГФ) государством через министерства (МСХ РК, МОН РК) выделяются средства из республиканского бюджета для технологического, кадрового и документационного обеспечения органического сельского хозяйства.
В связи с этим, научно-образовательным учреждениям и экспертам научно-академического сообщества, пользуясь всеми вышеуказанными ресурсами, необходимо принимать активное участие в обучении, консультировании и сопровождении проектов отечественных СХТП, связанных с органическим сельским хозяйством. Учитывая, что органическое производство является новой формой хозяйствования, обучение должно быть обоюдополезным и для ученых, преподавателей-практиков и для фермеров.
При этом, следует учесть, что все правила, положения, требования и нормы органического законодательства и стандартов отвечают только на вопрос: «- Что делать?», а на вопрос: «- Как делать?» ответ должен быть представлен со стороны научно-образовательных учреждений и отдельных экспертов научно-академического сообщества.
Булашев. Б.К., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, председатель ТК 100 «Органическая продукция»