Принятие Закона о техническом регулировании дало старт поэтапного реформирования системы технического регулирования и во многом решило текущие актуальные вопросы и несоответствия путем усиления государственного контроля по вопросам технического регулирования.
Следующим этапом реформирования системы технического регулирования является переход на новую модель взаимодействия с участниками рынка с внедрением новых мер по повышению статуса деятельности по оценке соответствия путем принятия качественного нового нормативно-правового документа, который включит в себя все регламентирующие понятия и механизмы оценки соответствия как деятельности по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования.
Государственное регулирование сферы оценки соответствия, в действующем законодательстве, реализуется посредством установления обязательных требований к оценке соответствия и достоверности деятельности субъектов аккредитации, а также общих требований к общественным отношениям в системе технического регулирования, возникающих в части установления, исполнения требований к продукции, связанным с ней процессам, оказанию услуг, определяя правовые основы государственного контроля в сфере технического регулирования.
Законопроект направлен на решение нижеследующих проблем в сфере оценки соответствия, через концептуально новый подход к оценке соответствия.
Международный опыт по данному вопросу представлен, прежде всего, опытом стран ЕАЭС и Европы, в которых предусматривается отдельное регламентирование деятельности по оценке соответствия от общих требований к сфере технического регулирования.
В странах Европейского союза основополагающими нормативно-правовыми актами регулируется исключительно деятельность по оценке соответствия прямо имплементируя в правовое поле действия межгосударственных стандартов ISO, принятых в рамках международных организациях по оценке соответствия.
В связи с тем, что аккредитация в области оценки соответствия является составной частью оценки соответствия в целом, в Закон планируется включить положения по аккредитации в области оценки соответствия (постановка на утрату Закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» от 5 июля 2008г.).
Закон «О техническом регулировании» в новой редакции обеспечивает решение двух ключевых задач: наведение порядка на рынке и реализация конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей.
При этом законодательством не конкретизированы требования к процессам оценки соответствия в части подтверждения соответствия, испытания продукции, проведения работ по оценке соответствия поверочных и калибровочных лабораторий, органов инспекций, а также по валидации и верификации.
Отсутствует четкий перечень прав и обязанностей органов по оценке соответствия, заявителей при проведении работ по подтверждению соответствия, проведения испытаний лабораториями (центрами) и проведения работ инспекционных органов в том числе:
· прав и обязанностей органов по оценке соответствия, установленные межгосударственными стандартами, принятыми РК по видам осуществления деятельности;
· положений, устанавливающих очередность и условий обеспечения прослеживаемости процедур оценки соответствия;
· регламентация критериев оценки соответствия для более точного определения правонарушений в области оценки соответствия.
· Несовершенство законодательства повышает риски нарушения законодательства, предоставляя возможность органам по оценке соответствия и аккредитованным организациям выдавать документы, удостоверяющие соответствие заданным требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний), измерений, экспертиз, оценок и др., что в свою очередь, отрицательно влияет на уровень жизни, здоровья, имущества и охраны окружающей среды.
· Законопроектом будет предусмотрено четкое регламентирование прав и обязанностей участников системы оценки соответствия, в части деятельности:
· органов по подтверждению соответствия (или органы по сертификации);
· испытательных лабораторий (центров);
· калибровочных лабораторий;
· поверочных лабораторий;
· юридических лиц, осуществляющих метрологическую аттестацию методик выполнения измерений;
· органов валидации и верификации.
Кроме того, отдельного внимания заслуживает внедрение градации правонарушений в области оценки соответствия в части определения нарушений, которые подпадают под гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
Казахстан с момента принятия базовых нормативных-правовых актов (НПА) в сфере оценки соответствия подписал ряд международных соглашений и межгосударственных стандартов и принял обязательство по соответствию к уровню компетенции, последовательности действий и беспристрастности органов по оценке соответствия.
Более того, 20 мая 2016 г. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) принят модельный закон «Об аккредитации в области оценки соответствия»
(далее – Модельный закон), который также требует актуализацию национального законодательства.
В рамках Модельного закона унифицированы нормы, применяемые странами-членами СНГ, в части основных определений в сфере аккредитации, касающиеся единого применения норм в области оценки соответствия, принятий решений, общего определения субъектов, а также иных вопросов аккредитации в области оценки соответствия.
Принятие законопроекта позволит отечественным органам по оценке соответствия и субъектам аккредитации РК отвечать международным требованиям, повысит конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках.
Синхронизация законодательства в области оценки соответствия с законодательством стран-членов Евразийского экономического союза, обеспечит беспристрастность и независимость подтверждения оценки соответствия к заявителям и субъектам аккредитации, поспособствует применению оценки соответствия стандартам, основанным на международном консенсусе, и схем оценки соответствия с целью повышения уровня здравоохранения, безопасности, благополучия, защиты окружающей среды, а также с целью поддержки регулирующих органов и конечных пользователей.
В целях дальнейшего соответствия требованиям международных организаций ILAC (Международная кооперация по аккредитации испытательных лабораторий) и IAF (Международный форум по аккредитации) и для установления равнозначности систем аккредитации процедур и требований, применяемых при аккредитации необходимо гармонизировать НПА по оценке соответствия законодательству стран-участников ILAC и IAF, ЕАЭС и требованиям межгосударственных стандартов ISO/IEC.
Актуализация законодательства обусловлено также рядом концептуальных изменений в системе оценки соответствия. Так, например, в настоящее время существуют следующие органы по оценке соответствия, аккредитация которых предусмотрена Законом (субъекты аккредитации):
· органы по подтверждению соответствия (или органы по сертификации);
· испытательные лаборатории;
· калибровочные лаборатории;
· поверочные лаборатории;
· юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений;
· органы валидации и верификации.
Требования к компетентности данных субъектов установлены нормативными документами, принятыми в Республике Казахстан, например для органов по сертификации продукции ISO/IEC 17065, для испытательных лабораторий – ISO/IEC 17025.
Данный перечень субъектов аккредитации ограничивает сферу деятельности органа по аккредитации и соответственно не удовлетворяет новым запросам рынка, в т.ч. в части необходимости признания результатов оценки соответствия при экспорте казахстанской продукции (услуг) за рубеж.
В международной практике широко используются услуги таких органов по оценке соответствия, как органы по инспекции. Кроме того, существует еще целый ряд органов по оценке соответствия, требования к которым унифицированы международными стандартами, что позволяет обеспечить взаимное признание результатов их деятельности. Например, это:
- судебно-криминалистические лаборатории;
- координаторы по сравнительным испытаниям и сличениям;
- производители стандартных образцов и другие.
Органы по сертификации являются структурообразующими организациями и их деятельность связанна с проверкой качества продукции до ее выхода на рынок, при этом потребители и государство вправе рассчитывать на их надлежащую работу.
То есть, постоянный запрос на повышение качества продукции и доверие к результатам оценки соответствия требует выхода новых участников рынка в соответствии с международной практикой.
Инспекционные органы действуют в соответствии с Межгосстандартом IEC 17020 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции».
При этом деятельность инспекционных органов не будет связана с контрольными функциями государства и является продолжением работы государства по передаче государственных функций госорганов в конкурентную среду, тем самым позволяя открыть новые ниши и направления для казахстанского бизнеса.
Инспекция является прямым методом оценки соответствия, подтверждающая характеристики продукции или услуг. Инспекция осуществляется органами, имеющими аккредитацию данного вида деятельности. Но она может проводиться поставщиками услуг и товаров, покупателями, другими заинтересованными сторонами, например, страховыми компаниями.
Основные особенности данной методики является:
· универсальность – проводится оценка соответствия товаров, услуг, изучается документация, проекты и другие объекты;
· достоверность результатов через техническую обоснованность;
· верификация и валидация в качестве основных инструментов. При верификации характеристики объектов инспекции сравниваются с заданными требованиями. Валидация свидетельствует о возможности использования продукта в конкретных условиях;
· использование инспектором технических инструментов контроля и проведение испытаний;
· возможность предоставления выводы о соответствии в данном месте и в настоящий момент времени, без гарантии подтверждения качества до или после проведения инспекции.
Это можно характеризовать как отличительность работы органа инспекции и испытательной лаборатории.
Создание самостоятельных органов инспекций обеспечит равные права и обязанности участников рынка, снизит нагрузку на бюджет государства путем самофинансирования деятельности, повысится ответственность согласно механизму гарантирования имущественной ответственности перед третьими лицами за ущерб.
Независимые инспекционные органы — это основа беспристрастности, профессионального объединения лиц в отрасли оценки соответствия по признаку единства профиля оценки, для которых характерна сходность оказываемых услуг, технологии, этапа жизненного цикла объектов производства.
Объединение профессиональных экспертов специфичных отраслей — это возможность для создания альтернативной, профильной и состязательной среды в обеспечении достоверности и прозрачности при проведении всего спектра экспертиз, аудитов и заключений. В свою очередь, подобная модернизация отрасли создаст инфраструктуру доверия между бизнесом, государством и обществом, где основной целью является повышение качества жизни людей.
Ожидаемый эффект от внедрения инспекционных органов
Обеспечение постоянного контроля для исключения проблем в отраслях, наиболее опасных для жизни человека и окружающей среды (аттракционы, лифты, строительство, техническое состояние автомобилей, механизмов и т.п.):
· обеспечение полной открытости и беспристрастности проведения инспекций;
· повышение квалификации проводимых инспекций – компетентное выявление нарушений и рисков;
· поддержка малого и среднего бизнеса – появление новых субъектов предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест;
· повышение безопасности продукции и услуг и общее повышение компетентности экспертиз на рынке.
Своевременное выявление и предупреждение нарушений в видах деятельности, представляющих повышенную опасность для населения и окружающей среды.
Активизация сотрудничества в рамка ЕАЭС для создания единого подхода в использовании инспекционных органов по направлениям технического регулирования.
В этой связи, законопроектом вводятся:
· понятие правовое регулирование инспекционных органов;
· совершенствуются нормы, касающиеся внедрения передовой международной практики по требованиям к лабораториям и органам по подтверждению соответствия;
· исключение устаревших понятий в сфере оценки соответствия и введение новых актуальных терминов и определений для целей приведения в соответствии с международными требованиями.
Кроме того, предусматривается совершенствование и приведение НПА по оценке соответствия согласно международным требованиям, регламентирующим повышение квалификации и компетентности экспертного сообщества в области оценки соответствия, по профилактике правонарушений в сфере оценки соответствия и защиты интересов потребителей, что позволит улучшить уровень достоверности процедур оценки соответствия, в части проведения работ по подтверждению соответствия, испытаний и инспекций.