РГП на ПХВ «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан проводит работы по аккредитации, в том числе актуализацию и расширение области аккредитации органов по оценке соответствия, выполняющих работы по обязательной оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза. В актуализированную казахстанскую часть Единого реестра ОПС и ИЛ по ТР ТС по состоянию на 31 августа 2022 года включены ОПС 96 из них 70 со статусом действует, ИЛ 404 из них 319 со статусом действует.
Законодательная основа
Единый реестр создан на основании Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года №27 в целях реализации положений Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года и функционирует в соответствии с Порядком включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. №100).
Приказ Комитета технического регулирования и метрологии №397-од от 07.09.2010 г. «О мерах по реализации Решения Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС «О техническом регулировании в Таможенном союзе» от 18 июня 2010 года №319»;
Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан №384-НҚ «Об утверждении Правил принятия решений о включении или исключении органов по оценке соответствия в национальную часть (из национальной части) единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза» от 1 июня 2021 года (далее – Приказ №384-НҚ).
Структура и поисковая система Единого реестра
Национальные части Единого реестра состоят из разделов, содержащих сведения:
-
об органах по подтверждению соответствия продукции и услуг (далее -ОПС);
-
об испытательных лабораториях (далее - ИЛ);
-
об инспекционных органах (далее – ИО)
-
-
Для поиска органов по оценке соответствия по определенным параметрам необходимо открыть блок с деталями поиска и задать/вписать нужные значения.
-
-
После применения фильтра будет сформирован список органов по оценке соответствия, подходящих по заданным параметрам.
Для получения подробной информации об определенном органе по оценке соответствия и его области аккредитации необходимо открыть карточку соответствующего органа по оценке соответствия, кликнув дважды на его наименование.
Критерии включения органов по оценке соответствия в Единый реестр
Включение органа по оценке соответствия в Единый реестр осуществляется в соответствии со следующими критериями:
для ОПС:
1) наличие действующего аттестата аккредитации в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области оценки соответствия в заявленной области;
2) наличие у органа по подтверждению соответствия в области аккредитации продукции, подлежащей оценке соответствия ТР ЕАЭС (для ОПС, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС), или продукции, включенной в единый перечень (для ОПС, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции, включенной в единый перечень);
3) наличие в штате ОПС экспертов-аудиторов по продукции по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляющих деятельность на основе трудового договора в ОПС;
4) отсутствие у руководства ОПС непогашенной или не снятой уголовной судимости, возникшей в связи с незаконной выдачей документов по оценке соответствия или административного взыскания за совершение административного правонарушения в области оценки соответствия;
5) отсутствие в течение срока действия аттестата аккредитации, выявленных в течение года нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства Республики Казахстан или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, также случаев массовых нарушений (пять и более) в отношении одного технического регламента и (или) многочисленных нарушений (десять и более) по трем и более техническим регламентам или систематических нарушений (периодически повторяющиеся нарушения три и более) за время действия аттестата аккредитации, необоснованной выдачи сертификатов соответствия;
6) наличие у ОПС на законном основании помещений и оборудования, в объеме не менее 50 (пятидесяти) процентов, обеспечивающее проведение исследований (испытаний) и измерений характеристик (показателей) продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации на соответствие требованиям ТР ЕАЭС, а также продукции, включенной в единый перечень;
7) отсутствие в штате ОПС лиц, в том числе экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, допустивших нарушения в течение года, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства Республики Казахстан или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям ТР ЕАЭС, также случаев массовых нарушений (пять и более) в отношении одного технического регламента и (или) многочисленных нарушений (десять и более) по трем и более техническим регламентам или систематических нарушений (периодически повторяющиеся нарушения три и более) за время действия аттестата аккредитации, необоснованной выдачи сертификатов соответствия;
8) отсутствие в течение 1 (одного) года, предшествующего дню подачи заявления доказанных фактов нарушений при проведении совместных работ по подтверждению соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органов по оценке соответствия иностранных государств, в результате которых были допущены случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов о подтверждении соответствия;
9) наличие у юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве ОПС, финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения выполнения в заявленном объеме работ по обязательной сертификации, в том числе для обеспечения ответственности за нарушение правил выполнения работ по подтверждению соответствия перед заказчиками (сумма страхования или размер уставного капитала).
ОПС, которые прекратили деятельность в качестве субъекта аккредитации и при этом не прекративших действие выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, выданных в рамках обязательной сертификации, либо не осуществивших передачу функций по проведению инспекционного контроля другим органам по подтверждению соответствия не включаются в Реестр.
для ИЛ:
1) наличие действующего аттестата аккредитации в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области оценки соответствия;
2) наличие у лабораторий в области аккредитации продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям ТР ЕАЭС (для лабораторий, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС), или продукции, включенной в единый перечень (для лабораторий, осуществляющих работы по оценке соответствия продукции, включенной в единый перечень);
3) отсутствие у руководства лаборатории непогашенной или не снятой уголовной судимости, возникшей в связи с незаконной выдачей документов по оценке соответствия или административного взыскания за совершение административного правонарушения в области оценки соответствия;
4) наличие у руководителя и заместителей руководителей лаборатории высшего образования по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующим всей области аккредитации или ее части, опыта работы в области оценки соответствия не менее 5 (пяти) лет, при этом учитывается опыт работы в течение 10 (десяти) лет предшествующих дню направления лабораторией заявления;
5) отсутствие в течение срока действия аттестата аккредитации, выявленных в течение года нарушений, а также лиц, допустивших нарушения повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства Республики Казахстан или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям ТР ЕАЭС, также случаев массовых нарушений (пять и более) в отношении одного технического регламента и (или) многочисленных нарушений (десять и более) по трем и более техническим регламентам или систематических нарушений (периодически повторяющиеся нарушения три и более) за время действия аттестата аккредитации, необоснованной выдачи протоколов испытаний, в том числе в отношении продукции, на которую не распространяется область аккредитации лаборатории;
6) отсутствие в течение 1 (одного) года, предшествующего дню подачи заявления доказанных фактов нарушений при проведении совместных работ по подтверждению соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органов по оценке соответствия иностранных государств, в результате которых были допущены случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов о подтверждении соответствия;
7) наличие у юридического лица, структурное подразделение которого аккредитовано в национальной системе аккредитации в качестве лаборатории, финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения выполнения в заявленном объеме работ по обязательной сертификации, в том числе для обеспечения ответственности за нарушение правил выполнения работ по подтверждению соответствия перед заказчиками (сумма страхования или размер уставного капитала).
для ИО:
1) наличие регистрации ИО или организации, в состав которой входит ИО, в качестве юридического лица на территории государства-члена в соответствии с его законодательством и осуществление деятельности на территории этого государства;
2) наличие действующей аккредитации, присвоенной уполномоченным органом государства-члена, на территории которого зарегистрирован ИО;
3) наличие в области аккредитации вида инспекции или продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза;
4) наличие в штате ИО специалистов по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляющих деятельность по оценке соответствия на основе трудового договора в одном ИО.
Сведения об органах по оценке соответствия, которые вносятся в Единый реестр
Согласно п. 12 Порядка включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения» (далее Порядок), утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 100 сведения об органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах) и органах инспекций вносятся уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей:
в отношении органа по оценке соответствия:
-
· наименование органа по оценке соответствия (далее - ООС) наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты, номер абонентского ящика (при наличии), фамилия, имя, отчество руководителя ООС; регистрационный или учетный (индивидуальный, идентификационный) номер, присваиваемый при государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством;
-
· статус в едином реестре («действует», «исключен»);
· дата включения в единый реестр (исключения из него);
· статус аккредитации («действует», «частично приостановлена», «приостановлена», «прекращена»);
· регистрационный номер, дата регистрации и срок действия аттестата аккредитации;
· наименование и регистрационный номер аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), входящей в состав юридического лица наряду с органом по сертификации (при наличии);
· сведения о документах (наименования и даты выдачи), предусмотренных законодательством Республики Беларусь и подтверждающих, что орган по сертификации принимает соответствующие меры (например, страхование или создание резервов) для реализации ответственности в связи со своей деятельностью (при наличии);
в отношении области аккредитации
· для органов по сертификации – наименования технических регламентов ЕАЭС (ТС) с указанием их обозначений, порядкового номера и года принятия, наименование продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации, и коды единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза по каждому техническому регламенту ЕАЭС (ТС) отдельно;
· для испытательных лабораторий (центров) – наименования технических регламентов Союза с указанием их обозначений, порядкового номера и года принятия; наименование продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации по каждому техническому регламенту ЕАЭС (ТС) отдельно, или продукции (групп продукции), включенной в единый перечень; определяемые характеристики (показатели) продукции; обозначения нормативных документов, содержащих методы исследований (испытаний) и измерений для определения этих характеристик (показателей), и при необходимости наименования методов исследований (испытаний) и измерений;
· для органов инспекции - наименования технических регламентов Союза с указанием их обозначений, порядкового номера и года принятия; наименование продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации по каждому техническому регламенту ЕАЭС (ТС) отдельно.
Исключение органа по оценке соответствия из Единого реестра
Исключение органа по оценке соответствия из Реестра оформляется решением уполномоченного органа в течение 2 (двух) рабочих дней в случаях:
· 1) поступления заявления в уполномоченный орган от органа по оценке соответствия об исключении из Реестра;
· 2) отзыва, прекращения действия, приостановления, лишения, аннулирования аттестата аккредитации органа по оценке соответствия;
· 3) несоответствия органа по оценке соответствия условиям включения в Реестр, указанным в пункте 6 настоящего Порядка.