Перспективы внедрения принципов надлежащей лабораторной практики (GLP) как инструмент снижения барьеров для экспорта
Вот некоторые варианты присоединения Казахстана к системе взаимного признания данных (MAD) результатов доклинических испытаний химических веществ ОЭСР с учетом следующих сценариев:
1) Присоединение ЕАЭС к MAD;
2) Присоединение Казахстана к MAD с выстраиванием сотрудничества с ОЭСР;
3) Присоединение Казахстана к MAD с выстраиванием сотрудничества со странами-участницами MAD;
4) Казахстан не присоединяется к MAD.
Рассмотрим Вариант 1. Присоединение ЕАЭС к MAD
Экономические выгоды для Казахстана в рамках варианта.
За счет присоединения ЕАЭС как интеграционного объединения к Системе MAD Казахстан сможет избежать ситуации конфликта обязательств, которые могут возникнуть ввиду членства Казахстана в Евразийском экономическом союзе и необходимости соблюдения обязательств, предусмотренных Договором о ЕАЭС, а также обязательств по признанию, которые возникнут вследствие участия в системе MAD.
Экономические выгоды для ЕАЭС в рамках сценария.
ЕАЭС присоединяется к системе взаимного признания в качестве самостоятельного участника, в связи с чем сразу все страны смогут извлекать выгоды от участия в системе. Вместе с тем, нельзя не отметить, что развитие лабораторной базы в странах-членах ЕАЭС находится на разном уровне. Так если в России система GLP в значительной степени создана, в Казахстане только начинает формироваться в сотрудничестве с органами по аккредитации Германии и Словакии, то в других странах-членах ЕАЭС системная работа по приведению в соответствие стандартам ОЭСР национальных систем проведения доклинических лабораторных испытаний не проводится на должном уровне.
Опыт взаимодействия с ОЭСР.
У ОЭСР отсутствует опыт присоединения к Системе взаимного признания данных интеграционных объединений. В частности, Европейский союз хоть и имеет особый статус участия в ОЭСР в соответствии с Протоколом к Конвенции об учреждении ОЭСР, но это не порождает обязательств по участию в системе взаимного признания данных ОЭСР всех государств-членов Евросоюза. Присоединение к системе MAD интеграционного объединения будет прецедентом и потребует тесного взаимодействия экспертов из ОЭСР как с представителями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), так и с представителями органов государственной власти государств-членов Союза и лабораторий.
Опыт взаимодействия со странами-членами MAD.
Страны-члены ЕАЭС смогут продолжить выстраивать взаимодействие с органами по аккредитации государств-членов системы взаимного признания, как это сегодня уже делают Россия и Казахстан. Однако это потребует дополнительных финансовых расходов.
Длительность процесса.
Поскольку отсутствует практика присоединения к системе взаимного признания данных MAD (также, как и к аналогичным системам взаимного признания, созданным в рамках ОЭСР) интеграционных объединений (экономических союзов) данный процесс может занять намного больше времени, чем обычная процедура присоединения страны-не члена ОЭСР к MAD. Это потребует оценки национальных программ мониторинга Надлежащих лабораторных практик всех государств-членов Евразийского экономического союза. Дороговизна процесса. Процесс присоединения не имеет заранее определенного объёма денежных затрат. Стоит отметить, что опыт присоединения интеграционного объединения, включающего в себя 5 государств, будет уникальным. ОЭСР придется осуществлять мониторинг национальных программ 5 стран, что приведет к удорожанию процесса оценки.
Сторонники сценария.
Сторонники сценария – отдельные представители органов государственной власти, которые полагают, что присоединение к системе взаимного признания данных ЕАЭС позволит избежать конфликта обязательств Казахстана в рамках системы признания данных ОЭСР и обязательств, принятых в рамках членства Казахстана в ЕАЭС. Сторонниками данного подхода также являются представители торгового блока Евразийской экономической комиссии.
Противники сценария.
Противниками данного сценария являются представители стран ЕАЭС (в первую очередь Армении, Киргизии), которые не имеют серьезного потенциала для осуществления экспорта химической продукции.
С учетом того, что в настоящее время вопросы технического регулирования находятся в компетенции Союза и принят единый союзный регламент в отношении химических веществ, присоединение к системе взаимного признания данных ОЭСР как интеграционного объединения представляется достаточно логичным.
Вместе с тем, тот факт, что в настоящее время отсутствует практика присоединения к системе MAD экономических союзов и других интеграционных объединений отсутствует, делает данный сценарий наименее реалистичным. Еще одна проблема – это крайне неравномерный уровень развития лабораторной базы и компетенций в вопросах применения надлежащих лабораторных практик в странах-членах ЕАЭС, а также существенно отличающиеся возможности в экспорте химической продукции, которая охватывается регулированием MAD.