Вопросы технического регулирования в республике Казахстан продолжают играть ведущую роль практически во всех сферах экономики республики и этому есть вполне обоснованное объяснение.
Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, интеграционные процессы, связанные с созданием ЕвразЭС, который в этом году отмечает свой 5-летний юбилей, партнерство Казахстана в ЕЭК, положили новый виток в развитии вопросов технического регулирования, где наряду со стандартизацией и метрологией, аккредитации в области оценки соответствия стоит на особом месте. И здесь необходимо отметить тот факт, что именно развитие аккредитации в системе технического регулирования сыграло свою особую роль вхождения Казахстана в мировую экономику.
В Республике Казахстан стандартизация определяется как деятельность, направленная на обеспечение безопасности и качества объектов стандартизации и достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам стандартизации посредством установления положений для всеобщего, многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач, которые определяются в документах по стандартизации.
Международный стандарт ISO/IEC 17011:2017 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» был опубликован Международной организацией по стандартизации в ноябре 2017 года. Данный стандарт заменил предыдущую версию ISO/IEC 17011:2004.
Аккредитация в области оценки соответствия, проводимая органом по аккредитации, дает потребителям гарантию качества товаров, работ и услуг, а бизнесу способность повысить конкурентоспособность, путем предоставления товаров, работ и услуг высокого качества.
Аккредитация – процедура официального признания органом по аккредитации компетентности заявителя выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
В этой связи необходимо отметить, что Национальный центр аккредитации был определен органом по аккредитации постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2008 года № 773.
Для соответствия современным международным требованиям, Национальный центр аккредитации разработал политику по переходу с ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 (ISO/IEC 17011:2004) на ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 (ISO/IEC 17011:2017). В соответствии с Резолюцией 2 Генеральной Ассамблеи ILAC/IAF, принятой в Ванкувере, на веб-сайтах IAF/ILAC опубликован План перехода на ISO/IEC 17011:2017 от 29 октября 2017 года.
Одним из основных мероприятий по переходу на новую версию ISO/IEC 17011:2017 является внесение предложений по необходимым изменениям и дополнениям в нормативные правовые акты.
ISO/IEC 17011:2017 предусматривает ряд улучшений направленных на упрощение процедур аккредитации и как следствие снижение нагрузки на бизнес.
Отличием между новой редакции и вариантом стандарта ISO/IEC 17011:2004 является, изменение заголовка, в которой исчезла формулировка «общие требования», важным новшеством является целый ряд совершенно новых понятий, таких как гибкая область аккредитации (flexible scope of accreditation), программа оценки (assessment programme), схема аккредитации (accreditation scheme) отмена аккредитации (withdrawing accreditation) и т.п.
Деятельность в сфере аккредитации в области оценки соответствия регламентируется Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия». Указанный закон прямого действия, значит, он оказывает непосредственное влияние на общественные отношения, регулируемые им.
Цель принятия Закона Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» - создание условий признания казахстанских сертификатов и протоколов испытаний международными организациями и зарубежными странами. В связи с чем, законопроект был направлен на решение следующих задач:
1) Создание соответствующей международным требованиям системы аккредитации в области оценки соответствия;
2) Создание независимого органа по аккредитации;
3) Вступление в международные и региональные организации по аккредитации. Предметом регулирования законопроекта будут выступать отношения, возникающие между участниками системы аккредитации (орган по аккредитации, субъекты по аккредитации, Совет по аккредитации, уполномоченный орган).
Здесь необходимо отметить, что Закон Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» предполагает следующие правовые и социально-экономические последствия:
1) Создание условий выхода на международный рынок казахстанских товаров;
2) Защита внутреннего рынка от некачественной продукции;
3) Повышение конкурентоспособности продукции;
4) Снижение финансовых и временных затрат при экспорте продукции.
Однако необходимо отметить, что время вносит свои коррективы, и поэтому назрела необходимость внести изменения и дополнения в действующий нормативный документ.
И новая версия ISO/IEC 17011:2017 вновь указывает на необходимость актуализации Закона Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия».
В настоящее время Национальным центром аккредитации ведется работа по разработке предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия». Указанные предложения предполагают:
- введение новых понятий согласно ISO/IEC 17011:2017, а также введения новых субъектов аккредитации, в связи с развитием новых направлений деятельности в области оценки соответствия, таких как провайдеры проверки квалификации, инспекционные органы, медицинские лаборатории органы по валидации и верификации и т.п.;
- изменение понятия «аттестат аккредитации» на «свидетельство аккредитации», в целях исключения смешения понятий и однозначной трактовки, так аккредитация не является аттестацией заявителя/субъекта аккредитации;
- упрощение процедур аккредитации, в частности сокращение сроков проведения органом по аккредитации процедур аккредитации, передача компетенции по утверждению типовых форм документов аккредитации в области оценки соответствия органу по аккредитации;
- актуализацию решений принимаемых органом по аккредитации;
- введение солидарной ответственности органа по аккредитации, экспертов-аудиторов по аккредитации и заявителя/субъекта аккредитации;
- переход на электронный документооборот процесса аккредитации, включая выдачу аттестата аккредитации;
- снижение количества оценок без понижения их качества, так как проверки по-прежнему остаются одним из основных вопросов. При этом нужно понимать, что инспекционные проверки не нацелены на принятие жестоких мер к органам по оценке соответствия, а направлены на профилактику;
- исключение норм по выбору органа по аккредитации на конкурсной основе;
- объединение предаккредитационного и постаккредитационого договоров и т.п.
Следует отметить, что Национальный центр аккредитации периодически подтверждает свою компетентность в международных организациях по аккредитации и нацелен, так же как и международные организации по аккредитации, на партнерство с заявителями/субъектами аккредитации в целях повышения их конкурентоспособности, путем повышение качества и достоверности оценки соответствия, защита интересов потребителей в вопросах безопасности и качества продукции, процессов, услуг и снижение избыточной нагрузки на бизнес.
Жанар Жусупова – начальник отдела правового обеспечения и международного сотрудничества ТОО «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии МИИР РК