Рынок органических продуктов – один из самых динамично развивающийся в мире. С 2000 по 2019 год он вырос более чем в пять раз (с 18 до 97 миллиардов долларов).
Таким образом, органическое производство стало не менее выгодным, чем экспорт/импорт обычной продукции (в 2018 г. составил порядка 90 млрд. долларов). По прогнозам Grand View Research рынок продолжит свой рост со скоростью 15 – 16 % в год и достигнет в 2025 году порядка 212-230 млрд. долларов.
Планируется, что к 2025 году объём рынка органических продуктов может составить от 3 до 5% от мирового рынка сельскохозяйственной продукции. Лидером по объёму рынка органической продукции является США, на которые приходится 43% рынка.
Количество людей, постоянно потребляющих органические продукты в мире, также за 15 лет выросло не менее, чем в пять раз, и составило ~ 700 млн. чел. Как мы видим из рис. 1 основные потребители – люди с высоким или средним достатком, проживающие в благополучных, развитых странах.
Развитие органического сельского хозяйства в Казахстане идет медленными темпами. Согласно мировой статистике (FIBL&IFOAM, 2020) в Казахстане площадь органического земледелия в 2019 году составила около 294,289 тыс. га. Казахстан занимает 29 место из 186 стран по размеру площади органического сельского хозяйства.
На сегодня, внутренний рынок органической продукции Казахстана является не развитым. Согласно мнению экспертов, одной из причин является отсутствие внутреннего спроса на рынке на казахстанскую органическую продукцию. Однако, на внутреннем рынке в небольшом объеме присутствует импортная органическая продукция, преимущественно с длительным сроком хранения.
Например, переработанная пищевая продукция, сертифицированная на соответствие требованиям европейских стандартов. Стоимость такой продукции в несколько раз превышает стоимость местной продукции, которая является не сертифицированной на соответствие требованиям стандартов органической продукции.
Другой особенностью внутреннего рынка Казахстана является наличие пищевой продукции, содержащей различные приставки и дополнения к наименованиям пищевых продуктов. Например, «натуральный», «фермерский», «био» и другие. Последнюю приставку («био») законодательно разрешается использовать только в наименованиях молочных продуктов, выпускаемых на территории ЕАЭС.
Вместе с тем, основным направлением производства органической продукции в Казахстане является растениеводство, это зерновые, масличные и бобовые культуры. Экспортная продукция включает горох посевной, гречиху, житняк, лен, нут, овес, подсолнечник, просо, сою, пшеницу яровую, рыжик, суданскую траву, чечевицу, эспарцет и ячмень яровую.