1 июля 2021 года вступили в силу дополнения и изменения в Закон Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» (далее-Закон). В частности, Законом введен новый функционал Органа по аккредитации в виде Мониторинга деятельности субъектов аккредитации (статьи 7, 7-1):
1. Мониторинг деятельности субъектов аккредитации осуществляется путем наблюдения органом по аккредитации за результатами оказанных субъектами аккредитации работ, услуг и процессов в области аккредитации.
2. В случае установления нарушения критериев аккредитации по результатам мониторинга деятельности субъектов аккредитации принимаются меры в соответствии с настоящим Законом.
3. Правила осуществления мониторинга деятельности субъектов аккредитации утверждаются уполномоченным органом.
Понятие «мониторинг» не новое в международной практике и регулируется ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» (далее-Стандарт):
1) В части мониторинга договорных отношений между Органом по аккредитации и субъектом аккредитации
П.4.2 Стандарта, а также Законом установлены требования по созданию юридически обязывающих процедур в виде гражданско-правовых договоров, исполнение условий которых связанно с соответствием критериев аккредитации.
В соответствии с пп.6 ст.13 Закона Этапы аккредитации, заключение постаккредитационного договора, утверждение области аккредитации и выдача аттестата аккредитации субъекту аккредитации является финальным этапом получения аккредитации.
Все последующие действия субъекта аккредитации регулируются постаккредитационным договором.
В п.1 Раздела 1. Типового постаккредитационного договора раскрывается предмет договора, регулирующий отношения между Органом по аккредитации и Субъектом аккредитации в постаккредитационный период: переоформление аттестата аккредитации, актуализация материалов аккредитации, инспекционные проверки, отзыв, прекращение действия, аннулирование, приостановление, лишение аттестата аккредитации и использование знака аккредитации.
Кроме того, весь перечень обязанностей субъекта аккредитации прямо исходит из исполнения субъектам аккредитации критериев аккредитации, предусмотренные ст.14 Критерии аккредитации Закона.
При этом, в соответствии с указанным законом Орган по аккредитации временно отзывает аттестат аккредитации по основаниям прямо предусмотренным Законом в части нарушения критериев аккредитации, при этом расторжение договорных отношений связанные с общими требованиями, предъявляемыми в п.1 ст.393 ГК РК Существенные условия договора.
Следует отметить, что проведение мониторинга за деятельностью субъектов аккредитации является одним из элементов правоотношений между Органом по аккредитации и субъектом аккредитации. При этом, исполнение договорных обязательств субъектом аккредитации в части мониторинга напрямую касается достоверности документов, представляемых в Орган по аккредитации в рамках осуществления мониторинга в соответствии с пп.4 ст.14 Закона.
В части общего мониторинга деятельности субъектов аккредитации
В рамках реализации пункта 3 статьи 7-1 Закона был разработан и утвержден Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 13 мая 2021 года № 335-НҚ «Об утверждении Правил осуществления мониторинга деятельности субъектов аккредитации», который определяет порядок проведения мониторинга деятельности субъектов аккредитации.
Целью приказа является обеспечение безопасности населения, посредством мониторинга за выполнением обязательных требований к продукции (объектам технического регулирования), установленных в технических регламентах, и создания условий добросовестной конкуренции, а также устранение правовых пробелов и коллизий.
В соответствии с Законом мониторинг деятельности субъектов аккредитации – это совокупность мер по сбору, обработке, анализу и использованию сведений и информации о деятельности субъектов аккредитации на предмет соответствия критериям аккредитации, осуществляемых органом по аккредитации в соответствии с настоящим Законом. Мониторинг деятельности субъектов аккредитации осуществляется путем наблюдения органом по аккредитации за результатами оказанных субъектами аккредитации работ, услуг и процессов в области аккредитации.
Мониторинг проводится на предмет соответствия субъектов аккредитации следующим критериям:
1) иметь статус юридического лица либо структурного подразделения юридического лица, действующего от его имени;
2) иметь квалифицированный персонал, позволяющий выполнять работы по оценке соответствия в заявленной области аккредитации;
3) иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или во временном владении и пользовании помещения, оборудование и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по оценке соответствия;
4) отвечать требованиям нормативных документов, на соответствие которым они аккредитуются (аккредитованы) с учетом схемы аккредитации;
5) проводить работы по оценке соответствия в полном объеме и в пределах, утвержденных в области аккредитации.
Мониторинг не проводится в случаях выявления в документах субъекта аккредитации технических ошибок (описок, опечаток, грамматических ошибок) и (или) сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами и нормативными документами, не влияющих на качество и безопасность продукции и связанных с ней процессов, работ и услуг, и (или) на прослеживаемость результатов деятельности субъекта аккредитации.
Мониторинг осуществляется с использованием реестра данных государственной системы технического регулирования.
В случае установления нарушения критериев аккредитации по результатам мониторинга, орган по аккредитации направляет информацию о выявленных нарушениях в уполномоченный орган.
Так, за первый квартал 2022 года по результатам проведенного мониторинга в адрес уполномоченного органа направлены сведения по выявленным нарушениям по 80 свидетельствам о безопасности конструкции транспортных средств, в части неисполнения пунктов ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» при выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
1. Мониторинг деятельности субъектов аккредитации осуществляется путем наблюдения органом по аккредитации за результатами оказанных субъектами аккредитации работ, услуг и процессов в области аккредитации.
2. В случае установления нарушения критериев аккредитации по результатам мониторинга деятельности субъектов аккредитации принимаются меры в соответствии с настоящим Законом.
3. Правила осуществления мониторинга деятельности субъектов аккредитации утверждаются уполномоченным органом.
Понятие «мониторинг» не новое в международной практике и регулируется ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» (далее-Стандарт):
1) В части мониторинга договорных отношений между Органом по аккредитации и субъектом аккредитации
П.4.2 Стандарта, а также Законом установлены требования по созданию юридически обязывающих процедур в виде гражданско-правовых договоров, исполнение условий которых связанно с соответствием критериев аккредитации.
В соответствии с пп.6 ст.13 Закона Этапы аккредитации, заключение постаккредитационного договора, утверждение области аккредитации и выдача аттестата аккредитации субъекту аккредитации является финальным этапом получения аккредитации.
Все последующие действия субъекта аккредитации регулируются постаккредитационным договором.
В п.1 Раздела 1. Типового постаккредитационного договора раскрывается предмет договора, регулирующий отношения между Органом по аккредитации и Субъектом аккредитации в постаккредитационный период: переоформление аттестата аккредитации, актуализация материалов аккредитации, инспекционные проверки, отзыв, прекращение действия, аннулирование, приостановление, лишение аттестата аккредитации и использование знака аккредитации.
Кроме того, весь перечень обязанностей субъекта аккредитации прямо исходит из исполнения субъектам аккредитации критериев аккредитации, предусмотренные ст.14 Критерии аккредитации Закона.
При этом, в соответствии с указанным законом Орган по аккредитации временно отзывает аттестат аккредитации по основаниям прямо предусмотренным Законом в части нарушения критериев аккредитации, при этом расторжение договорных отношений связанные с общими требованиями, предъявляемыми в п.1 ст.393 ГК РК Существенные условия договора.
Следует отметить, что проведение мониторинга за деятельностью субъектов аккредитации является одним из элементов правоотношений между Органом по аккредитации и субъектом аккредитации. При этом, исполнение договорных обязательств субъектом аккредитации в части мониторинга напрямую касается достоверности документов, представляемых в Орган по аккредитации в рамках осуществления мониторинга в соответствии с пп.4 ст.14 Закона.
В части общего мониторинга деятельности субъектов аккредитации
В рамках реализации пункта 3 статьи 7-1 Закона был разработан и утвержден Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 13 мая 2021 года № 335-НҚ «Об утверждении Правил осуществления мониторинга деятельности субъектов аккредитации», который определяет порядок проведения мониторинга деятельности субъектов аккредитации.
Целью приказа является обеспечение безопасности населения, посредством мониторинга за выполнением обязательных требований к продукции (объектам технического регулирования), установленных в технических регламентах, и создания условий добросовестной конкуренции, а также устранение правовых пробелов и коллизий.
В соответствии с Законом мониторинг деятельности субъектов аккредитации – это совокупность мер по сбору, обработке, анализу и использованию сведений и информации о деятельности субъектов аккредитации на предмет соответствия критериям аккредитации, осуществляемых органом по аккредитации в соответствии с настоящим Законом. Мониторинг деятельности субъектов аккредитации осуществляется путем наблюдения органом по аккредитации за результатами оказанных субъектами аккредитации работ, услуг и процессов в области аккредитации.
Мониторинг проводится на предмет соответствия субъектов аккредитации следующим критериям:
1) иметь статус юридического лица либо структурного подразделения юридического лица, действующего от его имени;
2) иметь квалифицированный персонал, позволяющий выполнять работы по оценке соответствия в заявленной области аккредитации;
3) иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или во временном владении и пользовании помещения, оборудование и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по оценке соответствия;
4) отвечать требованиям нормативных документов, на соответствие которым они аккредитуются (аккредитованы) с учетом схемы аккредитации;
5) проводить работы по оценке соответствия в полном объеме и в пределах, утвержденных в области аккредитации.
Мониторинг не проводится в случаях выявления в документах субъекта аккредитации технических ошибок (описок, опечаток, грамматических ошибок) и (или) сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами и нормативными документами, не влияющих на качество и безопасность продукции и связанных с ней процессов, работ и услуг, и (или) на прослеживаемость результатов деятельности субъекта аккредитации.
Мониторинг осуществляется с использованием реестра данных государственной системы технического регулирования.
В случае установления нарушения критериев аккредитации по результатам мониторинга, орган по аккредитации направляет информацию о выявленных нарушениях в уполномоченный орган.
Так, за первый квартал 2022 года по результатам проведенного мониторинга в адрес уполномоченного органа направлены сведения по выявленным нарушениям по 80 свидетельствам о безопасности конструкции транспортных средств, в части неисполнения пунктов ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» при выдаче свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.