Главный специалист Департамента аккредитации органов сертификации РГП на ПХА НЦА Жанатханұлы Аслан
Гринвошинг
Сегодня всё больше брендов берут курс на экологичность, что неудивительно — начинания вроде сортировки мусора или походов в магазин с экомешочками, наконец, вошли в привычку многих покупателей.
Однако не все товары, которые позиционируют как «зелёные», действительно экологичны — порой их производители ограничиваются лишь громкими заявлениями.
Такое явление получило название «гринвошинг» — рассказываем, как он устроен и как его распознать.
Одним из наиболее распространённых примеров «гринвошинга» который встречается все чаще на прилавках Казахстана, это «лже-экологически чистые продукты».
Для присвоения своей продукции подлинного статуса «органическая», производителю необходимо обеспечить соответствие условий и методов производства этой продукции установленным регламентами стандартам, чтобы аккредитованный орган по сертификации мог выдать ему сертификат, доказывающий качество и натуральность продукта.
Национальный центр аккредитации КТРМ МТИ РК (НЦА) успешно внедрил схему аккредитации органов по сертификации органической продукции, в штате НЦА на сегодняшний день имеется квалифицированный персонал для проведения работ по аккредитации потенциальных заявителей для осуществления работ по сертификации органической продукции.
В 2021 году был аккредитован первый орган по сертификации органической продукции, который соответствует требованиям национальных стандартов органической продукции. Не исключено, что борьбу с гринвошингом в Казахстане осложняет отсутствие собственной национальной системы сертификации органических производителей. Хотя еще в 2015 году в РК был принят Закон "О производстве органической продукции", предусматривающий наличие такой системы. Так согласно 14 статьи Закона недопустимы любые обозначения, предусмотренные в правилах производства и оборота органической продукции, производных от них или уменьшительных форм, таких как "био" и "эко" отдельно или в сочетании при маркировке органической продукции и ее рекламе, включая обозначения, используемые торговыми марками, а также способы маркировки и рекламы, которые могут ввести в заблуждение потребителя по поводу того, что данный продукт или ингредиенты, применяемые при его производстве.
Строго говоря, часто встречаемые на полках магазинов виды маркировки "Bio","Эко" и проч. на самом деле являются незаконными, т.к. использование маркировки строго регламентировано соответствующим стандартом Республики Казахстан и разрешает использование конкретного знака только при наличии соответствующего сертификата. Стоит признать, что несмотря на наличие стандартов о маркировке органической продукции (СТ РК 3109) и о требованиях к производству органической продукции (СТ РК 3111), контроль за данными правонарушениями еще не осуществляется строго, и мы по-прежнему часто сталкиваемся с продукцией с ложной маркировкой. В текущий момент отрасль находится на стадии появления первых производителей качественной, и экологически чистой продукции. Данная ниша внутреннего рынка до сегодняшнего дня занята продукцией, которая, по сути, не имеет официального подтверждения статуса органической продукции.