Как часто мы, как потребители, обращаем внимание на маркировку, происхождение и другие данные о товаре. Ведь, как известно, маркировка пищевой продукции является основным средством обмена информацией между производителями и продавцами пищевой продукции с одной стороны и покупателями и потребителями – с другой. Самое важное правило маркировки – потребителя нельзя вводить в заблуждение.
Сегодня на прилавках магазинов мы видим огромное разнообразие импортной продукции сельскохозяйственного производства.
Большое количество импортных продуктов питания во многом зависит от низкой себестоимости продукта, маркетинговых приемов продаж (реклама), повышение вкусовых качеств продукта, содержание дешевых ингредиентов и т.д.
В Казахстане помимо брендов «Сделано в Казахстане», «био» продукт необходим бренд, который будет узнаваемым не только в Республике Казахстан, но и по всему миру, что позволит не затрачивать большие ресурсы и время для завоевания внешнего рынка при соблюдении международно-признанных стандартов.
Ситуация в Республике Казахстан.
Согласно официальной статистике почти одна четверть всей территории страны характеризуется как степные земли, половина как полупустынные и пустынные территории, остальная четверть территории являются предгорными. 80% территории страны характеризуются как сельскохозяйственные земли, что составляет более 200 млн га. Однако, из этой территории только 40% или 96 млн га используются в сельскохозяйственном обороте.
Большие колебания в урожайности в отдельные годы наблюдаются не только из-за неблагоприятных погодных условий, но и из-за довольно низкой технологической оснащенности отрасли почти во всех производственных этапах, включая послеуборочные процессы. Процессы переработки и реализации продукции как на местном, так и зарубежных рынках также требуют улучшения. К примеру, в стране перерабатываются всего 2-3% от всего объема произведенной продукции овощеводства и плодоводства.
Примерно 45% населения страны проживают в сельских территориях и доходы почти 30% экономически активного населения формируются за счет занятости в сельскохозяйственном секторе. Согласно данным Комитета статистики МНЭ РК, из общего количество 8.5 млн занятых, 2 млн людей работают в сельскохозяйственной сфере.
В Казахстане сегодня существуют три основные формы хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия (крупные хозяйства), фермерские/крестьянские хозяйства (средние хозяйства) и ЛПХ (мелкие хозяйства). Крупные хозяйства являются юридическими лицами, тогда как фермерские хозяйства по организационно-правовой форме являются индивидуальными предпринимателями и не являются юридическими лицами. ЛПХ были исключены как хозяйственно-экономическая форма (не юридические лица), но несмотря на это они остаются важными производителями сельскохозяйственной продукции, в особенности животноводческой продукции.
Средние и мелкие хозяйства в основном сосредоточены в южных регионах, где на орошаемых землях возделываются зерновые, кормовые и технические, овоще бахчевые, плодово-ягодные культуры и другие. В южных регионах размеры хозяйств могут варьироваться от 3 до 500 га и выше.
Лично-подсобные хозяйства, по сути, представлены семьями, проживающими в сельских территориях, в личном подворье у которых имеется в среднем от 1 до 3 коровы, овцы и козы, домашние птицы, небольшой огород, площадь которого может варьироваться от нескольких соток до 0.25-1 га. Несмотря на мелкие масштабы, ЛПХ на сегодняшний день производят до 70% всей животноводческой продукции в стране.
Что такое GLOBALG.AP?
GLOBALG.AP является международно-признанным стандартом для сельскохозяйственного производства. Основным продуктом является результат многолетних интенсивных исследований и сотрудничества с экспертами отрасли, производителями и продавцами по всему миру. Цель - безопасное и устойчивое сельскохозяйственное производство, которое принесет пользу фермерам, розничным торговцам и потребителям во всем мире.
На сегодняшний день сертификация GLOBALG.A.P. является именно тем инструментом, который на основании отслеживания технологии производства позволяет подтвердить или опровергнуть вывод о безопасности продукции, и тем самым показывает приверженность производителя надлежащим практикам ведения сельского хозяйства (Good Agricultural Practice – GAP). Сегодня главный двигатель стандарта GLOBALG.A.P. – торговые сети, перерабатывающие предприятия и предприятия общественного питания. Гарантия безопасности продуктов, находящихся на полках, является одним из главных требований у подавляющего большинства ведущих компаний и розничных сетей.
Товарный знак GLOBALG.A.P. является одним из главных требований мировых лидеров торговых сетей (Wallmart, METRO Cash&Carry и мировые торговые сети продовольственных товаров).
Фермер – это новый герой!
В условиях ситуации, связанной с пандемией, а впоследствии и экономическим кризисом средние и мелкие фермеры показывают большую устойчивость к внешним факторам. Кроме того, такие фермеры могут легко формироваться в группы производителей для достижения цели сбыта и выхода на внешние рынки.
При этом крупные фермеры сосредоточены на производстве и экспорте лишь сырьевых видов продукции, выращиваемых на больших площадях, что позволяет им компенсировать расходы за счет больших объемов.
В связи этим, средние и мелкие фермеры по опыту соседних стран (Узбекистан, Кыргызстан) могут сыграть ключевую роль в развитии применения стандарта GLOBALG.A.P. Так как, продукция маркированная логотипом GLOBALG.A.P., открывает не только новые горизонты для экспорта, но и позволит закрепиться казахстанским товарам на перспективных торговых площадках и станет узнаваема для конечных потребителей.