ТОО "HALAL Quality Center" создана и зарегистрирована в Республике Казахстан в 2015 году и является подразделением сингапурской консалтинговой компании по внедрению Халал стандартов ARK Halal Certification Authority
Добрый день Нуридин Шахабдинович!
Как вы знаете, Национальный центр аккредитации (далее- НЦА), в рамках изучения и продвижения схемы аккредитации органов по подтверждению соответствия Халал, проводит изучение сферы Халал.
В рамках реализации медиа плана НЦА, проводятся переговоры, интервью с заинтересованными лицами и изучение нормативных документов, статьей по теме Халал.
На сегодняшний день, НЦА изучает темы по маркировке Халал продукции.
В этой связи, хотели бы вам задать пару вопросов по маркировке Халал.
1. Как вы думаете, что должны знать потребители/покупатели продукции Халал по маркировке «Халал» на пищевой и непищевой продукции?
Н.Ш. (1): Целевая аудитория халяльной пищи сейчас очень активна, на фоне информационной пустоты потребители самостоятельно или в сообществах в социальных сетях изучают составы продукции, делятся информацией между собой и помогают друг другу разбираться в информации, размещенной на упаковке. Это обстоятельство очень радует, так как видно, что потребители озадачены качеством и хотят употреблять только чистые продукты. На что обращать внимание потребителями: начнем с того, что многие предприятия при маркировке своей продукции используют знак Халал даже не имея сертификата и не пройдя соответствующую процедуру сертификации. Поэтому потребителям всегда необходимо интересоваться о том проходил ли производитель внешний аудит со стороны центра по сертификации. Также важным является Кто выдал сертификат Халал, к сожалению, вынужден отметить, что некоторые казахстанские и зарубежные компании, выдающие сертификаты Халал не проводят должную проверку производителей и тем самым сводят процесс сертификации к формальному обследованию производства даже не владея методиками проведения аудита. Бывает и такое, что сертификат Халал аннулировали или закончился срок его действия, но предприятие продолжает использовать маркировку Халал на упаковке своей продукции, что является грубым нарушением с их стороны.
2. Какие должны быть установлены требования к маркировке продукции Халал?
Н.Ш. (2): Вы затронули очень важный вопрос. Со стороны может показаться что никаких проблем с маркировкой не может быть. Но именно при маркировке многие производители допускают множество ошибок. В законодательном поле имеются нормативные акты, четко регламентирующие требования к маркировке продукции Халал. Знак Халал должен быть напечатан на упаковке, легко читаем. Категорически не допускается наклеивать знак Халал на упаковку продукции. Также должны быть размещены сведения о номере сертификата и органе, выдавшим данный сертификат для идентификации и проверки в соответствующих реестрах. На упаковке обязательно должны быть указаны сведения обо всех ингредиентах, используемых в производстве. При этом должны указывать не только наименование, но и источник происхождения (животный/растительный). Очень часто некоторые компании по сертификации не изучают сведения, которые производитель размещает на упаковке своей продукции. Бывали случаи, когда мы сами обнаруживали запрещенные ингредиенты на упаковке некоторых продуктов, а сам производитель имел 2 сертификата Халал от разных органов. При этом ни одна из компаний, выдавших сертификат Халал, не аннулировала свою сертификацию и позволяла производителю дальше использовать знак Халал.
3. По вашему мнению, какие дополнительные меры, документы необходимы для урегулирования текущей ситуации по маркировке Халал продукции, услуг?
Н.Ш. (3): Во-первых, нам необходимо максимально в короткие сроки до сентября текущего года завершить процесс имплементации национальной системы Халал с едиными требованиями по сертификации и маркировке продукции Халал. Считаю, что после внедрения данной системы количество производителей продукции Халал уменьшится в несколько десятков раз и тогда потребители будут видеть реальную картину того, как казахстанские компании по сертификации Халал рисовали свои «серые» сертификаты Халал. Останутся только те производители, которые ежедневно тратят время, ресурсы и энергию на выполнение всех требований Халал и для которых маркировка Халал не просто способ продвижения и продаж, а забота о потребителях в первую очередь. Во-вторых, используя блокчейн и информационные технологии объединить все ресурсы Халал на единой платформе (поставщики сырья, производители продукции, информация о сертификатах, факты об отказах в выдачи и аннулировании сертификации). Потребители, имея доступ к такой системе через свои смартфоны, могут получить полные сведения о продукции, составах, проверить наличие сертификации и многое другое. Кстати аналогичные системы уже несколько лет успешно тестируются в Сингапуре и имеет смысл использовать опыт коллег.