4 Октября 2016

Оценка в сфере технического регулирования призвана обеспечивать соответствие продукции или услуг требованиям безопасности. Выполняются ли эти требования на самом деле? Не превратилась ли система оценки в рыночных условиях в «любой каприз за ваши деньги»? Эти вопросы волнуют не только потребителей продукции, но и специалистов, которые проводят оценку соответствия организаций, оказывающих услуги по сертификации.

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ

В период с 2011 года по июль 2016 года наблюдается уменьшение в два раза сертификатов и деклараций, выданных аккредитованными в Казахстане органами по подтверждению соответствия. При этом количество сертификатов и деклараций на серийное производство остается неизменным. Увеличение количества сертификатов на партию продукции в 2014 году объясняется наблюдавшимся на тот момент увеличением ввоза автотранспортных средств из России из-за их выгодной стоимости в долларовом эквиваленте.

В то же время, по данным статкомитета, в Казахстане наблюдается ежегодный рост импортируемой продукции из стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза. По идее, это должно увеличить количество выданных сертификатов и деклараций о соответствии. Однако статданные органа по аккредитации говорят об обратном.

В частности, анализ таможенного реестра выданных сертификатов и деклараций показывает, что Казахстан подтверждает безопасность около 10% ввозимой продукции. Остальные 90% партий проходят таможенную очистку с сертификатами и декларациями, выданными Россией и Беларусью, а также документами о том, что продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Согласно пункту 2 статьи 53 договора о Евразийском экономическом союзе, продукция, прошедшая сертификацию на безопасность в одной из стран союза, свободно выпускается в обращение на территории всего союза. И эта норма положительно характеризует интеграционный процесс, призванный удешевить себестоимость продукции за счет исключения двойной сертификации.

РИСКИ

Вместе с тем возникают и риски. Они связаны с недобросовестностью некоторых компаний-нерезидентов Казахстана, которые не соблюдают в полной мере процедуры выдачи сертификатов на продукцию, ввозимую через таможенную границу нашей страны. Это в конечном счете не обеспечивает безопасность продукции, подлежащей реализации на территории Евразийского экономического союза.

Эта проблема неоднократно поднималась. По информации Казахстанской ассоциации органов по оценке соответствия, в нашей республике, а особенно в Алматы, наблюдается бесконтрольный импорт продукции, якобы прошедшей сертификацию в других странах ЕАЭС.

Подобная сертификация продукции в большинстве случаев осуществляется российскими органами подтверждения соответствия через посреднические компании, активно рекламирующие услуги по быстрому получению документов в Интернете и осуществляющие адресную рассылку казахстанским торговым компаниям с указанием расценок и сроков.

Как правило, обращение в подобный орган подтверждения соответствия заявителя другого государства ЕАЭС влечет за собой увеличение издержек и сроков оказания услуг, так как возникают дополнительные расходы, связанные с выездом иностранного специалиста на отбор образцов и последующей их транспортировкой до испытательной лаборатории (как правило, находящейся за пределами территории Казахстана).

В нашем же случае все происходит с точностью до наоборот. Компании-нерезиденты РК предлагают свои услуги не только по ценам, которые не покрывают себестоимость сертификации продукции, но и в сроки, которые не позволяют фактически провести испытания образцов с учетом их транспортировки, а также осуществить другие номенклатурные процедуры, связанные с процессом сертификации.

Таким образом, возникает опасность выдачи сертификатов безопасности органами подтверждения соответствия, не являющимися резидентами нашей страны, без проведения необходимых испытаний. Это может привести к ввозу и реализации в Казахстане потенциально опасной для жизни и здоровья человека продукции. Кроме того, это грозит нам ростом «серого» импорта, контрафактной продукции.

Сокращение в Казахстане объемов испытаний сертифицируемой продукции и, как следствие, снижение рентабельности аккредитованных испытательных лабораторий могут привести к их дальнейшей ликвидации и развалу национальной испытательной базы.

И самое главное, подобная «сертификация» дискредитирует саму систему оценки соответствия как механизм, сдерживающий оборот опасной для жизни и здоровья человека продукции.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Опасения субъектов аккредитации подтвердил и недавно проведенный пилотный эксперимент на таможенном посту «Астана – центр таможенного оформления». Действительно, количество сопровождаемых российскими сертификатами товаров в разы превышает количество товаров, сопровождаемых казахстанскими сертификатами. Что это означает? Неужели нашим бизнесменам действительно дешевле получать сертификаты в соседней стране? Хотя, когда поднимались вопросы о недостаточном оснащении испытательной базы республики, бизнес кричал, что ему невыгодно ездить в соседние страны.

Что касается рекламы в Интернете о проведении сертификации за 1 день без испытаний, то благодаря усилиям Национальной палаты РК в марте этого года внесены поправки в закон Казахстана «О рекламе», запрещающие рекламировать услуги по подтверждению соответствия не аккредитованным организациям.

В БОРЬБЕ…

Что еще можно предпринять в борьбе с недобросовестными субъектами аккредитации, дискредитирующими систему сертификации? К примеру, следовало бы обращать внимание на даты пересечения границы ввозимой продукции и предоставляемых для таможенной очистки сертификатов и деклараций. Представленные данные позволят проконтролировать фактическое проведение испытаний продукции, в частности дату отбора образцов из партии товара для проведения испытаний. Понятно, что за день-два невозможно свозить товар, провести испытания и получить сертификат в соседней стране, в городе, находящемся за две-три тысячи километров. При этом, если учитывать, что проведение испытаний для отдельных видов продукции может занять от нескольких дней до нескольких месяцев, то получение сертификата за один день является абсурдным.

Дополнительно предлагается реализовать алгоритм прослеживаемости безопасности ввозимой продукции в Казахстан в форме уведомлений импортеров при обращении в таможенные органы (аналог заявлений-деклараций, только не в органы подтверждения соответствия, а в контролирующий уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей).

Данный алгоритм позволит, во-первых, увеличить процент подтверждения соответствия ввозимой продукции, а во-вторых, ускорить процедуру таможенной очистки: появится возможность подключения процедуры подтверждения продукции через электронное таможенное декларирование. И наконец, в-третьих, создаст основу для камерального контроля со стороны Комитета по защите прав потребителей за безопасностью ввозимой продукции.

Кроме того, для борьбы с фиктивной сертификацией Казахстан предложил вносить в поле «дополнительная информация» Единой формы сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза данные о дате и месте отбора образцов, что также позволит отслеживать сроки испытаний и наличие образцов в указанном регионе.

Стоит отметить, что все эти меры направлены на процедуру прохождения оценки соответствия продукции. При этом не стоит забывать и о других рычагах воздействия, таких как спрос со стороны потребителя, а также контроля самой продукции на стадии реализации.

Такие факторы, как предпочтение потребителями сертифицированной в Казахстане продукции и более пристальное внимание к ней со стороны контролирующих органов, могут повлиять на импортеров при выборе организаций по сертификации и содействовать поддержанию испытательной базы республики.

Серик КУРМАНГАЛИЕВ, генеральный директор Национального центра аккредитации

Источник Экспресс К

Вернуться к списку