– Аккредитация – это механизм, обеспечивающий общественное доверие к уполномоченным органам по оценке соответствия, а в конечном итоге – к продукции и услугам. Каким образом достигается это доверие?
– Наша миссия – подтверждение компетенции уполномоченных органов по оценке соответствия. На сегодня количество аккредитованных лабораторий составляет 834, органов по поверке – 398, по подтверждению соответствию – 91, по системам менеджмента – 73, калибровочных лабораторий – 57. Также мы начали развивать новые направления по специальным стандартам: появились 17 медицинских лабораторий, 8 – по подтверждению соответствия персонала, 6 провайдеров квалификации, 1 инспекционный орган.
Именно они оценивают продукцию на соответствие тому или иному стандарту. Поэтому сами также должны соответствовать определенным требованиям. Так вот, Национальный центр аккредитации (НЦА) как раз и оценивает их на соответствие стандарту 17011. Это касается здания, оборудования, компетенции персонала, владения тем или иным методом работы. По этой оценке мы призываем органы и лаборатории совершенствоваться. И если у них есть амбиции, то они добровольно проходят процедуру аккредитации.
Но сами стандарты меняются каждые пять лет, то есть планка все время повышается. Также и мы как орган по аккредитации регулярно проходим оценку международных организаций. Конечный итог стандартизации, метрологии и аккредитации – инфраструктура качества.
– Когда НЦА только создавался, была поставлена задача – снижение технических барьеров в торговле.
– Тогда республика как раз вступала в ВТО, и наши протоколы испытаний должны были признаваться за рубежом. Для этого нам надо было вступить в международные организации, что мы успешно и сделали. В 2010 году Казахстан стал полноправным членом ILAC (Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий), а уже в 2013-м – полноправным членом IAF (Международный форум по аккредитации). Результатом стало то обстоятельство, что мы получили знак ILAC, передали его 198 лабораториям, и теперь выданные ими сертификаты и протоколы соответствия признаются за рубежом. А ведь это жизненно важно для реализации ГПИИР и развития экспорта.
Уже выдано 2 079 протоколов за пределы РК, это реальная помощь бизнесу. В начале 2000-х годов нам говорили: через 10 лет в Казахстане появится конкурентоспособная продукция, и тогда нужно будет, чтобы наши протоколы испытаний признавались за рубежом. Сегодня более тысячи позиций товарной номенклатуры, в том числе локомотивы GE, испанские вагоны «Тальго», длинномерные рельсы «Сименс», экспортируются за рубеж. И мы готовы со своей стороны обеспечить этот процесс, идем в ногу со временем. Сертификация с совмещенным знаком IAF только началась, выдано 10 тысяч сертификатов, из них 195 – за пределы страны.
– Как осуществляется сотрудничество в рамках ЕАЭС?
– Притом, что каждая страна ведет свой реестр органов и лабораторий, в рамках Таможенного союза создан Единый реестр. Мы договорились о единой форме сертификатов, единой декларации, приняли 36 технических регламентов. В Единый реестр ТС включены 85 казахстанских органов по подтверждению соответствия и 302 лаборатории.
В 2017 году было рассмотрено 11 жалоб, 9 из которых подтвердились.
По итогам проведенных работ отозваны 10 сертификатов и 24 декларации о соответствии, 90 переоформлены, а также отозван аттестат аккредитации у одной испытательной лаборатории. Она с нарушениями сертифицировала китайские автомобили. В связи с чем к нам поступали жалобы от ассоциаций автомобилистов и отдельных фирм с обвинениями, что мы способствуем проникновению на пространство Таможенного союза некачественной продукции из Китая.
По жалобам на российские сертификаты мы направили информацию в российский орган по аккредитации, были приняты меры, и положение несколько улучшилось. Мы договорились о создании совета руководителей органов по аккредитации и постоянной рабочей группы, чтобы избегать подобных нарушений впредь.
– А как обстоят дела с пресловутым контрафактом?
– Вообще, у сертификации две проблемы: это когда сертификаты выдаются с нарушениями либо вообще не выдаются. С одной стороны, мы дисциплинируем и наказываем органы, которые выдают эти сертификаты, с другой – наблюдаем ежегодное сокращение количества выдаваемых сертификатов. Сегодня примерно 10% продукции, которая завозится в Казахстан, сертифицируется, а остальные 90% – нет, и это та самая контрафактная продукция, которая продается на рынках страны.
Так, согласно проведенному анализу реестров сертификатов и деклараций о соответствии казахстанской формы и ЕАЭС, наблюдается резкий спад количества выданных документов соответствия на продукцию, поступившую из Кыргызстана. Если, к примеру, в 2014 году было выдано полторы тысячи сертификатов, то за 10 месяцев 2017 года – всего 126. Это говорит о том, что в Казахстан поступает небезопасная контрафактная продукция из этой страны.
В Едином реестре ТС зарегистрировано лишь 37 лабораторий и 14 органов подтверждения соответствия из Кыргызстана. Из 3 тыс. сертификатов, выданных ими в 2017 году, всего 160, или 5%, предназначены для подтверждения качества продукции, изготовленной в самом Кыргызстане. В основном это товары легкой, пищевой промышленности и детские игрушки. Все остальное идет низкого качества.
В связи с этим будет продолжена практика проведения рейдов на границе с отбором проб ввозимой продукции и испытаниями их в местных лабораториях. В принципе, проблемы соседнего государства давно известны: недостаточность органов по сертификации и лабораторий, их слабая материальная оснащенность, отсутствие практического опыта работы в условиях Таможенного союза. Необходимо повышать роль сертификации, и мы надеемся в этом сотрудничать с кыргызскими коллегами.
– Каковы перспективы развития системы аккредитации?
– Мы должны создать условия для развития Индустрии 4.0 через сертификацию системы менеджмента, продукции и услуг. К сожалению, переход на новые версии стандартов ISO 9001:2015, который должен был быть введен до сентября 2018 года, идет очень медленно. А ведь он как раз и способствует переходу на новые технологии. Должны появиться новые нанолаборатории, которые станут испытывать роботов, транспортные средства типа дронов, 3D-принтеры, новые материалы, такие как графен, который мы видели на ЭКСПО-2017. Уже на следующий год мы должны заниматься не испытательными и аналитическими, а исследовательскими лабораториями для реализации Четвертой промышленной революции.
Изучив американский опыт, мы начали внедрять стандарт 17024 – сертификация персонала. Он направлен на развитие собственных трудовых ресурсов и совершенствование профессионализма казахстанских специалистов. И этим уже заинтересовались в Академии госслужбы, холдинге «Байтерек», фонде «Самрук-Казына».
С целью снижения нагрузки на бизнес были внесены изменения в законодательство по упрощению процедуры аккредитации. С 1 января 2018 года начнется аккредитация независимых организаций, осуществляющих верификацию и валидацию парниковых газов, 10 заявок уже есть.
Стоит задача по созданию органов по сертификации органической, экологически чистой и «халал»-продукции, внедрению принципов GLP практики, для этого нужно разработать национальные стандарты и программы.
Для обеспечения прозрачности проводится автоматизация процессов аккредитации в рамках создания единой информационной системы технического регулирования. Мы хотим отказаться от бумажных заявок, ведь документы по аккредитации очень объемные и порой достигают до 800 страниц!
Нами аккредитованы лаборатории в Таджикистане, Узбекистане, Грузии, России, получены заявки из Монголии и Ливана. Это наш успех, знак международного признания, и мы продолжим работу в этом направлении. Также орган по аккредитации располагает специалистом международного уровня. К примеру, Гульжан Аманжолова в качестве международного экспертного оценщика PAC (Pacific Accreditation Cooperation) в составе международной группы проводит экспертную оценку органов по аккредитации других стран. На сегодня она является единственным в странах СНГ экспертным оценщиком такого высокого уровня.
К инфраструктуре качества
3 апреля 2018 15:17
// Пресс-релизы
Система аккредитации играет важную роль в индустриально-инновационном развитии страны и переходе к Индустрии 4.0. О современном состоянии, проблемах и перспективах этой сферы деятельности мы беседуем с первым заместителем генерального директора АО «Национальный центр аккредитации» Сериком Курмангалиевым.
Это интересно